1. Зеркало сайта: Desu.Win
    Используйте его если есть проблемы с доступом на основной адрес
  2. Гость, зарегистрируйтесь!
    И получите доступ к дополнительному функционалу и контенту
    Скрыть объявление

Tengen Toppa Gurren Lagann - продолжение

Опубликовал Dark Phoenix в блоге Notes on ash. Просмотры: 1962

"Продолжение

Гррен Лаганн открывает в мир детских, нет, в мир подростковых меха-сериалов. В мир тех сериалов, что казались великолепными. Единственная возможность снова почувствовать то, что было в Трансформерах (да, я знаю сколь унылы и убоги они, но сколь завораживающими они казались тогда, в детстве...), проникнуться до глубины души, каждой частичкой души ощутить восторг, радость, ощутить буквально собственным телом, борьбу, устремление к победе. Увидеть снова то, что восхищало в детстве, но увидеть в форме, которая достойна взгляда взрослого. Без условностей и притянутостей за уши. Без убогих картонных мобов и унылых злодеев, без кодомных нелепых движений. Чтобы по-настоящему — но так, как было в детстве. Невыполнимо. Невозможно. Но всё-таки есть. В Гррен Лангане.

Да — вперёд. Да — сквозь преграду. Да — сквозь невозможное. Да — собрав все силы, и найдя силы в силах и воле товарищей вокруг. Наверное, моих скудных слов не хватит, чтобы передать ту робкую гордость «я тоже человек», которая охватывает при словах Симона «забыли, кто я такой?».

Главное, что ощущается от сериала, что является его сутью, объединяющей всё прочее — передача экспрессии, настроения, устремления. Для передачи её используется буквально всё, что может только использоваться — рисовка (ракурсы, стиль рисунка — штрихи, краски, пластика персонажей, динамика и скорость времени — всё великолепие гайнаксовского стиля), музыка, текст и интонации персонажей, сюжет — всё это служит штрихами впечатления.

Персонажи, в рамках своих ролей, хороши. Конфликт, который показывают в сериале (пять раз с разными героями и всё возрастающим гротеском) по сути своей, не связан с личностями. Это конфликт народной мудрости «всяк сверчок знай свой шесток», «по Сеньке и шапка», «сиди и не высовывайся» и ощущением бесконечной надежды, воли и устремления к цели, исходящим от Симона и Камины. Начиналось с деревни Симона и Камины. Был староста — крепкий и хозяйственный мужик, который чхать хотел на всякие поверхности, когда у него свиньи накормлены. Бунтовал Камина — бунтовал, ещё не понимая против чего. Бунтовал инстинктивно. Случайно — победил. Открылась поверхность. Поверхность! Та самая, о которой мечтали! Потом была унылая деревенька на 50 человек, в которой жил и вырос Рошуа. Пришёл Камина и сказал: «есть мир широкий Расэн-оо не помеха нам». Потом был сам Расэн-оо, Спиральный Король — и встал Симон и сказал: «есть мир настоящий, и нет правды в делах твоих». Потом был Рошуа, помня своего учителя, устрашась гнева хан-расенов, решил склониться, зарыться в землю, переждать — но встал Симон и сказал «есть люди и надежда и нет правды в делах твоих». Дважды сказал (в момент предательства, и в момент победы на орбите) И поднялись хан-расены - но встал Симон и сказал «нет правды в делах ваших, и есть мы — и вы забыли, кто мы!» По мере развития сериала растёт сознательность персонажей. Первый бунт был стихийным — подсознательным ощущением «тесно тут и душно». Потом была осознанная борьба за свободу против диктатора. Потом, в столкновениях со хан-расенами, Симон (и все вокруг) шли с высоко поднятой головой — они знали кто они и шли победить врагов с уверенностью в победе. Уверенность эта рождала силы, и силы эти вели к победе. По линии, устремляющейся к бесконечности, по раскручивающейся спирали....

Арка с политическим переворотом под руководством Рошуа, кстати, это отдельный разговор. Сюжет арки до определённого момента развивался по Макиавелли — герои революции стали неудобны — их надо убрать. Да-да, это тяжкое политическое решение, диктующееся соображениями интересов масс (вы же знаете эти массы - они дики, необразованны и жестоки), это вынужденная необходимость... времена изменились, так что пройдите в тюрьму, господин «главный герой революции» — это вы виноваты. У меня внутри всё аж встрепенулось, мол, «О самом Главном в Политике» заговорили. Оказалось, нет. Совсем нет. На вот этот холодный, не в меру трусливый и осторожный ход главный герой (а в его лице и авторы) отвечают самоотверженностью, пламенным духом, который давно превзошёл рамки революции, и который По-спирали увлекает людей к небесам. Сквозь небеса.

Конфликт идей, разногласия в оценке окружающих людей (кстати, это не слишком заметный аспект, но «простые люди» (массовка), как их видит Рошуа и как их видит Симон и его друзья — совсем разные люди). С разными решениями, с разными ходами. Прелесть нескольких серий конфликта заключается в том, что Рошуа по-своему прав, ему не откажешь в некой объективной логике. Но он сдаётся перед силой духа Симона. Ещё один листик, увлечённый в ураган, подчинившийся ему.

При этом лично я, двумя, тремя, пятью руками за позицию сначала Ро Дзеноме, потом за позицию Рошуа, потом за позицию хан-расенов (антиспиралов). Я глубоко проникся трагизмом возвышенного предательства Рошуа. Но главные герои — «спиральные обезьяны» — всё таки заставили меня склониться в восхищении. Да, я считаю, что умный и осторожный Рошуа был более прав, чем безрассудный босяк, возомнивший себя богом человеком, и решивший, что не существует той силы, что остановит его... Но безрассудная гордость, самонадеянность — она по-настоящему очаровала. Сила сериала не только в копалках, гротескно-завораживающих трансформациях и объединениях. Истинная гордыня героев — вот что пронимает и заставляет буквально впиваться в экран. Особенно сильна в этом смысле третья арка. Гротеск, перешедший грань допустимого, в своей абсурдности опустившийся до уровня фантазий пятилетнего ребёнка, который ещё слишком мало знает, но уже слишком много выдумывает; пир духа, устремлённости самоотдачи, героизма, самопожертвования, самонадеянности. Третья арка самая сильная, самая яркая из всех трёх.

Важный момент —потенциал для «пронзания небес» в третьей части закладывается с первой серии. Но по-настоящему ощущать это зритель начинает уже во второй половине. К тому моменту, когда практически все персонажи выведены на сцену. Именно в этот момент начинает раскручиваться туго сжатая спираль того, что незаметно появлялось в прежних сериях. Фактически, весь сериал в смысле «серьёзности» делится на две части — первая рассказывает про детство, вторая - про Настоящее. Без детства настоящее бы не имело оснований. Хотя само детство не столь впечатляюще. (Я даже знаю несколько человек, так и не познавших величие Грен Лаганна, бросивших смотреть именно в этих «детских» сериях).

...

Значимость сериала трудно переоценить. Ровно так же, как в своё время Макросс показал, что «роботы могут быть настоящими» (и породил второе поколение отаку), ровно то же делает Гррен Лаганн с «патетичным меха». Визуальное доказательство того, что это МОЖЕТ БЫТЬ. Доказательство Макросса строилось на физической почти достоверности. Доказательство Гррен Лаганна не в достоверности. В эстетике и экспрессии. Доказательство не существования, но возможности восхищения подобным. Это реабилитация и восстановление в правах мечты мальчишки. Если во всех предыдущих меха-сериалах близкого типа интересными были только отдельные сценки, то Гррен Лаганн (первый и (наверное) единственный) показал, что таким может быть весь сериал. Без натяжек и снисходительного пропуска унылых штампов (мол, «каноны жанра»).

В жанре патетичного меха сериал сделал то ли первый, то ли последний шаг. Будет ли что-то хотя бы чуть-чуть близкое к Гррен Лаганну я не знаю. Но сам Гррен Лаганн — это вершина меха. Вершина чистого меха. В котором есть только роботы, горящие души героев и патетика.

В более общем жанре сёнена, сериал — одна из вершин. В нём нет нескольких аспектов (тренировки и целеустремлённость, азарта и декаданса чести), но то, что есть раскрыто бескомпромиссно. Посмотреть Гррен Лаганн и умереть понять суть сёнена. С объективной, художественной точки зрения он хорош, умеренно хорош, как прочие талантливые работы Гайнакса. В нём нет откровений, в нём нет глубины образов, нет того, что можно было бы отнести к "высокому искусству". Однако, это вершина жанра. В рамках жанра (а ведь, признаемся, истинная наша любовь, то, что нас по-настоящему затягивает — это сёнен-сериалы...) Гайнакс совершает прорыв, культурную революцию. Гррен Лаганн — выразитель чаяний всех, кого притягивают к экрану настоящие мужские приключения для мальчишек.

© George Shuklin, shounen.ru"
Вам необходимо войти для комментирования