Го или игры богов

Тема в разделе "Япония", создана пользователем NNDMT, 22 дек 2010.

  1. NNDMT Администратор

    Команда форума
    Регистрация:
    27 авг 2008
    Сообщения:
    1.000
    Симпатии:
    16
    От себя:

    Го -- древнейшая настольная игра, требующая не только большие аналитические способности, но и развитую интуицию. О ней говорят: "самая сложная в мире игра с самыми простыми правилами". И действительно, чтобы обучиться правилам игры потребуется меньше минуты, однако, чтобы познать всё её таинство и великолепие не хватит и целой жизни.

    Небольшой экскурс по игре:

    [​IMG]

    Однажды молодой дровосек спускался с гор и увидел двоих старцев, игравших в го. Взглянув на доску, он позабыл обо всем на свете и стал наблюдать за игрой. Когда партия кончилась, старцы исчезли, а дровосек обнаружил, что волосы у него поседели, а рукоять топора сгнила. Отсюда, кстати, происходит еще одно название игры – ранка ("гниение топора").
    Говорят, чтобы научиться играть в го, требуется пять минут; чтобы научиться побеждать, требуется пять лет. Правила игры на первый взгляд довольно просты. На доску, расчерченную линиями 19 на 19 под прямым углом, по очереди выставляются фишки (их называют камнями) черного и белого цветов. Камни ставятся в перекрестья линий, и двигать их нельзя. Игроки стремятся поставить свои камни так, чтобы оградить на доске как можно больше территории. Если группа камней со всех сторон окружена камнями противника, то она может умереть. Если пустота внутри группы камней поделена пополам, то такая группа называется имеющей два глаза и является бессмертной. Одиночный камень, окруженный со всех сторон, умирает всегда.
    Цель игры – набрать больше очков, чем противник. Поэтому в отличие от шахмат игроки в го не заинтересованы напрямую в уничтожении сил противника. Партнеры занимаются сотворчеством – по мере выставления камней черно-белый рисунок на доске усложняется, рождается неповторимая композиция; в итоге побеждает не самый агрессивный, а тот, кто лучше чувствует баланс сил.
    В начале партии камни ставятся как можно дальше друг от друга, чтобы распространить свое влияние на максимально большую территорию. В середине игры камни стягиваются в цепи, которые ограждают зоны доски от влияния камней противника. Затем начинается период взаимных вторжений и "пограничных конфликтов". Го требует от игрока умения предвидеть ход игры, составлять и воплощать в партии оптимальный план действий.
    Древние китайские легенды приписывают изобретение го Яо Шуню, первому из упоминающихся в летописях китайских правителей (XXVI-XXIII века до н. э.). Другие легенды называют автором вейци (одно из китайских названий го) князя Ву, изобретателя иероглифической письменности и игральных карт. Некоторые современные историки предполагают, что игра была придумана математиками Центральной Азии в III тыс. до н. э. и только из Индии затем проникла в Китай. В середине I тыс. н. э. игра через Корею проникла в Японию, где обрела свою вторую родину.
    В Японии в VIII веке занятие го приравнивалось к игре на музыкальных инструментах. Чуть позже были введены сословные ограничения – простолюдинам разрешалось играть только галькой на грубых необструганных досках. Затем игра почти на три века стала исключительно привилегией императорского двора. Начиная с XII века го распространяется по всей стране, ею увлекаются феодалы и воины, монахи и ремесленники. Причем за высокий уровень игры можно было получить денежное вознаграждение, титул или повышение по службе, что способствовало развитию теории и практики, появлению новых профессиональных игроков и преподавателей. Дольше всех сопротивлялось повальному увлечению го суровое сословие самураев. В "Двадцати одном правиле" Ходзе Нагаудзи говорится: "Плохих друзей, кого следует избегать, ищи среди тех, кто играет в го, шахматы и на сякухати (бамбуковой дудочке). Ты ничего не потеряешь, если не будешь знать об этих развлечениях. Заниматься ими – значит без пользы терять свое время". Современник Ходзе Нагаудзи Имагава Садзае в наставлениях для младшего брата высказался еще более категорично: "Запрещается пьянствовать, кутить, играть в го и другие азартные игры и совершать тому подобное, тем самым забывая о долге перед семьей". У того, кто знаком с обычаями самураев, запрещение игры в го не должно вызывать удивление. За игрой самураи могли позабыть о самом главном – о долге перед сегуном. Что порой и происходило. Во время военной экспедиции в Корею один из инспекторов доносил правителю Тоетоми Хидоеси, что командующий армией Курода Нагамаса интересуется игрой в го больше, чем войной.
    Однако к середине XIV века запрет на игру в го в среде самураев уже редкость. Среди них появились подлинные ценители и мастера игры. Один из них – выдающийся администратор, полководец и поэт Сиба Есимаса – поучал: "Не знать, как играть в такие игры для веселого времяпрепровождения, как го, сеги или сугороку, постыдно".
    Соревнования по го в Юго-Восточной Азии собирают тысячи участников
    В конце XVI века сильнейшим игроком Японии был Хонинбо Санся. Когда в 1603 году была учреждена Государственная академия го, возглавил ее именно Хонинбо. В рамках академии были сформированы четыре школы, представители которых разрабатывали теорию игры, воспитывали учеников, участвовали в регулярно проводившихся матчах и турнирах, консультировали любителей. Мастер, глава школы, выбирал среди лучших учеников преемника, который как бы по наследству получал его фамилию. Так, на смену Хонинбо I пришел Хонинбо II и т. д. Тогда же была принята квалификационная система, существующая и сегодня, по которой игрок получает определенный разряд – дан: от 1-го (низшего) до 9-го (высшего). Система базируется на форовом принципе. Так, игрок, имеющий 9-й дан, чтобы партнеры находились в равных условиях, дает игроку 7-го дана один камень форы (ход), имеющий 4-й дан – два камня форы, 1-й – три камня. Заметим, что, по оценке специалистов, каждый ход в начале партии стоит около 10 очков. Даны давались очень скупо – лишь на основе больших и стабильных успехов. Сильнейшему игроку страны присваивался титул мэйдзин, что можно перевести как "виртуоз", "мастер", "избранный". За 300 лет этого звания удостоились только девять человек. Сейчас этот титул разыгрывается в турнирах.
    Для японцев характерно отношение к го как к искусству. В классической теории игры важное значение имел принцип эстетической оценки позиции – с точки зрения гармонии в расположении камней. Играть некрасиво считалось недостойным для профессионала. И действительно, катачи ("красивые формы") в го чаще всего оказываются самыми крепкими и эффективными. Японские мастера систематизировали основные формы этих построений, положили их в основу теории дзесэки – дебютных вариантов в углу доски. Недаром первая заповедь го звучит так: "Не стремись выиграть, а стремись сыграть красивую партию".
    В ХХ веке отношение к игре поменялось – го все больше становилось спортом. Регламент турниров стал более жестким. Прежде всего это касается контроля времени. Игры, подобные матчу между Китани и Шусаи Хонинбо XXI, сыгранному в 1938 году, когда одна партия игралась в течение полугода, стали достоянием истории. В том матче игроки 14 раз возобновляли игру после трех-пятидневного перерыва. Удивительной фигуре непобедимого Шусаи и тому, как он проиграл свой последний матч, посвящен роман Ясунари Кавабаты "Мэйдзин". Теперь на партию каждому игроку выделяется один-два часа. После окончания основного времени игроку, у которого закончилось время, назначается дополнительное время на определенное количество ходов. Например, 10 минут на 20 ходов. Если игрок укладывается в эти 10 минут, ему дают еще 10 минут на 20 ходов, и так до окончания партии. Это называется байоми.
    Правила го в современной редакции были в основном сформулированы в Японии в XVI-XVII веках. В XX веке было внесено одно существенное дополнение – правило коми. Оно гласит, что черные (в го они начинают первыми) платят белым компенсацию – 5,5 очка (0,5 очка введены для того, чтобы исключить ничью).
    Количество возможных комбинаций в го приблизительно равно числу атомов во Вселенной. До конца прошлого века европейцы, посетившие Японию, рассказывали о го как о какой-то странной диковинке. Только в 1908 году в Европе вышел учебник по го, написанный немецким инженером Коршельтом, прожившим много лет в Японии и бравшим уроки у японского мастера. У истоков европейского го стояли чемпион мира по шахматам Эммануил Ласкер и его однофамилец Эдвард Ласкер, международный мастер по шахматам, создавшие первый в Европе клуб любителей го. Впоследствии Ласкерам пришлось покинуть Германию, но они не забыли свое увлечение. Эдварда Ласкера, автора книги "Го и го-моку", считают отцом американского го.
    После второй мировой войны игра стала развиваться в Европе бурными темпами – резко возросло число клубов, начали проводиться соревнования, образовались национальные ассоциации в Англии, ФРГ, Австрии и Голландии. В 1956 году была создана Европейская федерация го, которая ныне объединяет федерации 22 стран; с 1957 года ежегодно проводятся чемпионаты Европы. С 1979 года проводятся личные чемпионаты мира среди любителей, а в 1982 году образована Международная федерация го.
    На русском языке первая брошюра по го вышла в Петербурге в 1914 году. Но большого распространения игра не получила. Только в 1965 году группа энтузиастов создала в Ленинграде первую в стране секцию, а в 1989 году была создана Федерация го СССР и игра была официально признана в стране как вид спорта.
    Развитие го как спорта продолжается и в наши дни – организуются турниры, создаются спортивные секции. Из игры извлекается наиболее доступное, понятное и интересное для большинства. В то же время популярность го в нашей стране объясняется интересом к восточной мудрости: многие воспринимают его как разновидность восточной духовной практики.
    Компьютерные программы, обыгрывающие чемпионов мира по шахматам,– давно уже не новость. Вроде бы такая же судьба ждет все интеллектуальные игры. Го, однако, остается исключением. Почему в такую на первый взгляд простую логическую игру, как го, мощнейшие программы проигрывают даже начинающим, а опытные мастера громят их с таким позором, что только диву даешься? Может быть, программы пишутся плохими программистами? Вряд ли. Каждый год на различных соревнованиях авторам го-программ выдаются десятки тысяч долларов призовых денег, а тайваньская организация Ing Foundation много лет подряд обещала награду в $1,5 млн за программу, которая смогла бы обыграть чемпиона-человека. Программа должна была быть представлена до 1 января 2000 года, но претендентов на соискание премии так и не нашлось.
    Люди, играющие в го, имеют дело с образами. Именно размытый образ сложившегося на доске узора из камней вертится в голове человека и таинственным образом влияет на нечеткую логику принятия решения. Научить распознаванию образов компьютерную программу – сложнейшая задача. Как объяснить программе, что отдельные, разбросанные по всей доске камни и группы камней могут со временем объединиться в одну группу, хотя это в общем-то совершенно не обязательно, а если и произойдет, то победа вовсе не гарантирована? Это настоящий вызов создателям искусственного интеллекта. Как говорилось в одной из научных статей, посвященной проблеме го-программ, факт создания го-программы, способной обыгрывать человека без позорной форы в два десятка камней, будет означать, что искусственный интеллект в самом деле сравнялся с человеческим.
    К счастью, такая программа появится еще очень не скоро, и у нас есть десяток-другой лет, в течение которых мы можем с полным правом считать компьютер всего лишь кучей железа под напряжением. Го в корне отличается от многих логических игр. Если в шахматах у вас вначале есть войско, командуя которым вы должны разбить другое войско, то на гобане (игровой доске в го) вначале нет ничего – вы должны что-то построить. Го – это созидание, а не разрушение. Чтобы победить в го человека, компьютер должен научиться созидать. А пока этого не произошло, люди могут спать спокойно – они остаются венцом мироздания.
    Почему го лучше шахмат? Го сложнее и интереснее. Цель шахматиста – уничтожить короля соперника, цель игрока в го – разделить с ним территорию на доске. Шахматы – игра, где генерал защищает своего короля; го – игра, в которой император захватывает провинции. Правила в шахматах достаточно объемны, в го их всего девять. Простота правил открывает огромный простор для импровизации и творчества. В шахматах игра начинается с заполненной доски, и к концу игры доска освобождается. В го игра начинается с пустой доски, и к концу игры доска заполняется.Шахматы – трехмерная игра: есть два направления и подразумевается горизонт. Го – игра четырехмерная, так как движения как такового нет, есть позиционирование в четырех осях относительно центра в каждый отдельный момент времени, совершающее все изменения на доске. В шахматах проигрыш означает гибель армии. В го если один из игроков набрал 100 очков, а другой 101, то выиграл последний, но и первый остался при своих 100 очках. Размер доски в шахматах – 8 на 8 клеток, а в го – 19 на 19 (количество возможных комбинаций на доске примерно равно числу атомов во Вселенной).
    Го древнее шахмат, предположительный возраст игры – около 5000 лет – равен возрасту пирамид в Египте. Конфуций тоже играл в го.
    Правила игры. Ходом называется постановка камня на один из свободных пунктов (пересечений горизонтальных и вертикальных линий) доски. Камни одного цвета, занимающие соседние по вертикали или горизонтали пункты, называются соединенными (или группой). Соседние с камнем по вертикали или горизонтали пункты, если они не заняты другими камнями (своими или партнера), называются дамэ. Если ходом занимается последнее дамэ камня или группы, то эти камни считаются захваченными (пленниками), и они снимаются с доски. Группа, которую противник захватить не может, называется живой. Камень или группа, которые при необходимости могут быть захвачены противником независимо от очереди хода, называются мертвыми. Свободные пункты на доске, которые находятся внутри живых групп, называются территорией, а сами эти группы являются границей территории. Два партнера должны играть по очереди, делая каждый раз один ход. Партнер, имеющий черные камни, начинает партию. Играющие имеют право пропустить очередной ход. Цвет камней, которыми предстоит играть партнерам, определяется жребием, если это не оговорено иначе.
    В качестве компенсации за право первого хода играющий черными камнями передает партнеру перед началом партии 5,5 очка (коми): 5 очков передаются в виде пяти камней, которые считаются пленниками, а 0,5 очка – условно. Результат партии определяется по сумме очков, набранных партнерами (в том случае, если ни один из них не сдался). Одно очко дает: а) каждый свободный пункт своей территории;
    б) каждый пленник. Условные 0,5 очка, которые имеют место при коми, прибавляются к сумме очков партнера, игравшего белыми камнями, в том случае, если суммы очков у обоих оказываются равными. Комплект для игры состоит из доски, камней черного и белого цвета и двух чаш для их хранения. Игровое поле доски – прямоугольник с нанесенными на нем 19 вертикальными и 19 горизонтальными линиями. Размер клетки равен примерно диаметру камня и чуть вытянут по вертикали, учитывая особенности человеческого глаза. В учебных целях могут использоваться доски меньших размеров – 13 на 13 или 9 на 9 линий. В комплект входят 181 черный и 180 белых камней. Обычно в партии используется по 100-120 камней. Доски для особо ответственных поединков изготавливаются из дерева кайя, обладающего удивительным свойством: под весом камня поверхность доски прогибается, образуя лунку, исчезающую через несколько минут после того, как камень с доски убрали. Для таких комплектов камни вытачиваются из черного сланца и белоснежных раковин моллюска. На турнирах применяются доски из дерева или пластмассы, камни из стекла, пластмассы или металла. Для игры пригодны и круглые фишки из линолеума и доска из бумаги или картона. В случае необходимости в го можно играть даже без комплекта, зарисовывая позицию на листе бумаги в клетку и стирая снимаемые камни.
     
  2. KuroRaiken Администратор

    Команда форума
    Регистрация:
    7 мар 2009
    Сообщения:
    2.174
    Симпатии:
    52
    Чистой воды мазахизм. ) Во всяком случае я так играть бы уж точно не с кем ни стал. )
     
    Последнее редактирование модератором: 20 янв 2014
  3. Soul Reaver 土地の人

    Регистрация:
    15 янв 2009
    Сообщения:
    426
    Симпатии:
    2
    Ой как многа букаф... О_О
     
  4. NNDMT Администратор

    Команда форума
    Регистрация:
    27 авг 2008
    Сообщения:
    1.000
    Симпатии:
    16
    Кстати, чемпион Сибирского федерального округа за 2009, 2010 года красноярец. :)
     
  5. TSPh 新参

    Регистрация:
    12 мар 2009
    Сообщения:
    7
    Симпатии:
    0
    Это же анимешный форум. Не проще ли для пропаганды игры всем посоветовать Hikaru no Go? Между прочим, этот сериал 2001 года до сих пор находится на 17 месте в рейтинге WorldArt.

    Правила проще осваивать здесь http://playgo.to/iwtg/russian/. Там картинки есть и можно мышкой потыкать.

    Говорят, в контакте есть приложение для игры в го на маленькой доске.
     
  6. NNDMT Администратор

    Команда форума
    Регистрация:
    27 авг 2008
    Сообщения:
    1.000
    Симпатии:
    16
    Действительно, на любом го-сервере можно заметить, что большое количество игроков во всём мире пришло в го после просмотра вышеуказанной анимешки. :)
     
    Последнее редактирование модератором: 20 янв 2014
  7. KuroRaiken Администратор

    Команда форума
    Регистрация:
    7 мар 2009
    Сообщения:
    2.174
    Симпатии:
    52
    Но он там, в 20-ке, же не с 2001 года находится. ) Он попал туда от силы года 3-4 назад. )
    А вообще да, не хило привлекли народ к игре всего лишь одним тайтлом. Надо в министерство культуры или туризма и спорта отправить запрос снять мультфильм о Хокее с Мячом, а вдруг так же получится. )
     
    Последнее редактирование модератором: 20 янв 2014
  8. ThreeJury 土地の人

    Регистрация:
    23 май 2009
    Сообщения:
    249
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Женский
    Через 1 секунду меня улыбнуло....

    А если по теме, мне бы хотелось в неё поиграть))
     
  9. KuroRaiken Администратор

    Команда форума
    Регистрация:
    7 мар 2009
    Сообщения:
    2.174
    Симпатии:
    52
    Кстати, опять начал играть в го на кгс. Стандартно 1 игру в день провожу с нубасами, такими как я. Пока набрал 17 кю без поражений. Чудится дальше буду сливать. Зато научусь чему-нибуть. )
     
  10. KuroRaiken Администратор

    Команда форума
    Регистрация:
    7 мар 2009
    Сообщения:
    2.174
    Симпатии:
    52
    Порвал сегодня такого же 17 кю как я с преимуществом в 182,5. А меня да же не повысили. )
     
  11. NNDMT Администратор

    Команда форума
    Регистрация:
    27 авг 2008
    Сообщения:
    1.000
    Симпатии:
    16
    KuroRaiken, маленький кю издевается над ещё меньшим, однако Вы сандбагер, батенька. =Р