Традиционное японское оружие

Тема в разделе "Япония", создана пользователем Shana, 26 май 2008.

  1. Shana Guest

    Вся история древней и средневековой Японии - это бесконечные войны. Причем войны не "холодные", дипломатические и подковерные, а "горячие", в которых принимали участие значительные армии. В отличие от стран Европы и материковой Азии основная часть японских войн велась между японцами, то есть, в рамках одного народа и одной культуры. С обеих сторон использовалось схожее оружие и близкие военные тактики и стратегии. В этих условиях особое значение приобретали такие, обычно не очень значительные факторы, как личные умения воинов во владении оружием (владение боевыми искусствами) и личные полководческие таланты командующих армиями.

    Из вышеуказанного можно сделать важный вывод: военные периоды истории Японии поддаются самостоятельной классификации на основе используемых в тот или иной период видов оружия. Единство японской военной культуры дает нам возможность составить достоверное представление о периоде именно на основании этого фактора военной истории. Если для европейской истории изменения вооружения и методов его использования имели последствия политического значения (а потому они не могут изучаться в отрыве от политики), то для истории Японии эти изменения имели исключительно культурное значение, а потому могут изучаться самостоятельно и отдельно.

    В военной истории классической Японии можно выделить три основных периода: лука, копья и меча.

    Эпоха Лука

    Лук (юми) - это древнейшее японское оружие. Он активно использовался еще в доисторические времена. Стрельба из лука традиционно была известна в двух видах - как важная часть синтоистских обрядов (кюдо - "Путь лука") и собственно как военное искусство (кюдзицу - "Искусство стрельбы из лука"). Первое, как правило, практиковали аристократы, второе - самураи.

    Японский лук асимметричный, верхняя половина примерно в два раза длиннее нижней. Длина лука - 2 м и более. Традиционно плечи лука делаются композитно, то есть, наружная часть - деревянная, а внутренняя - бамбуковая. В результате этого стрела практически никогда не летит прямо, что делает точное прицеливание делом большой практики. Обычная дистанция прицельного полета стрелы - около 60 метров, для мастера - до 120 метров.

    Часто наконечники стрел делались полыми, чтобы при полете они издавали свистящие звуки. Считалось, что это отпугивает злых духов.

    В древние времена существовали луки, которые натягивались не одним человеком, а несколькими (известны луки, которые натягивали семь человек!). Этитяжелые луки использовались не только против людей, но и в морских сражениях для уничтожения лодок противника.

    Помимо просто стрельбы из лука, важным искусством была стрельба с лошади (бакюдзицу).

    Эпоха Копья

    В XVI веке в Японии получили распространение европейские мушкеты, завезенные из Португалии. Они снизили значение кюдзицу практически до нуля. Одновременно с этим поднялось значение копья (яри). Поэтому период Гражданской Войны называют Эпохой Копья.

    Основным тактическим приемом при использовании копья было сбивание конных самураев с коня. Падая на землю, такой воин становился практически беззащитен. Обычно копья использовались пешими воинами. Длина такого копья составляла примерно 5 метров, и владение им требовало значительной физической силы. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

    Эпоха Меча

    С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное искусство как искусство "победы любой ценой" отошло в прошлое. Оно стало самодостаточным искусством самосовершенствования и спортивного соревнования. Поэтому физическую силу мастеров владения копьем заменило мастерство владения мечом (кэндзюцу).

    Именно в этот период самурайский меч стал считаться "душой самурая". Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода "щитом" во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым. Его производство очень долго и трудоемко, поэтому даже совершенно новый меч всегда стоил огромные деньги. Древний же меч, созданный великим мастером, - целое состояние. Распределение мечей между сыновьями всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.

    Основными разновидностями меча были:
    Тёкуто - древнейший прямой меч.
    Кэн - древний прямой обоюдоострый меч, имевший религиозное применение и редко использовавшийся в бою.
    Танто - кинжал или нож длиной до 30 см.
    Вакидзаси, Сёто или Кодати - малый меч (от 30 до 60 см).
    Тати - большой меч (от 60 см), носившийся острием вниз.
    Катана или Дайто - большой меч, носившийся острием вверх.
    Нодати или О-дати - сверхбольшой меч (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной. Чаще встречается в манге, аниме и видеоиграх, чем встречался в реальной жизни.

    Для тренировок также использовались бамбуковые мечи-синай (введенные Оно Такадой) и деревянные мечи-боккэн (введенные Миямото Мусаси). Последние также использовались самостоятельно как оружие для боя с "недостойным" противником, например, с грабителем.

    Мужчины низших сословий имели право носить только малые мечи или кинжалы - для самообороны от бандитов. Самураи имели право на ношение двух мечей - большого и малого. Фехтовали при этом, однако, только большим мечом, хотя существовали и школы фехтования обоими мечами зараз. Считалось, что мастер определяется по умению расправиться с противником наименьшим количеством взмахов мечом. "Высшим пилотажом" считалось умение убивать, только достав меч из ножен - одним движением (искусство иайдзюцу). Такие поединки продолжались буквально доли секунды.
    Менее значительные виды самурайского оружия

    К вспомогательному и второстепенному оружию относились, в частности:

    Бо - боевой шест. В настоящее время используется как спортивное оружие. Существует во множестве вариантов различной длины (от 30 см до 3 м) и сечения (от круглого до шестиугольного).

    Дзиттэ - оружие в виде двузубой железной "вилки". Использовалась полицией эпохи Токугава для захвата меча разбушевавшегося (обычно пьяного) самурая, а также как боевая дубинка.

    Ёрой-доси - "кинжал милосердия", разновидность стилета, которая использовалась для добивания раненых.

    Кайкэн - женский боевой нож. Использовался девушками из знатных семей как оружие для самоубийства при покушении на их честь.

    Кодзука - боевой нож. Часто использовался как бытовой.

    Коцука - боевой нож, носился в ножнах боевого меча.

    Нагината - японская алебарда. Шест с прикрепленным к нему плоским лезвием. Изначально использовалась пехотинцами для повреждения ног коней противника. В XVII веке стала считаться оборонительным оружием девушек из самурайских семей. Обычная длина нагинаты составляет около 2 м.

    Тэссэн (Дансэн утива) - боевой веер. Веер со стальными спицами. Оружие военачальников. Использовался по прямому назначению, а также как небольшой щит. Иногда спицы затачивались, и тогда такой веер можно было применять как боевой топор.

    Огнестрельное оружие - наибольшее распространение оно получило во времена Гражданской Войны. Речь идет об однозарядных ружьях-аркебузах, которые обычно использовали легкие пехотинцы (асигару). После установления сёгуната Токугава огнестрельное оружие быстро вышло из употребления как "недостойное настоящего воина".
     
  2. fubl 土地の人

    Регистрация:
    12 окт 2008
    Сообщения:
    105
    Симпатии:
    0
    Товариши анимешники, поделитесь ссылками на статьи с более подробным описанием классификации и процесса изготовления самурайских мечей. Желательно, с картинками...

    И не забудьте прикрыть ссылочки тегом HIDE.
     
  3. Dio 新参

    Регистрация:
    1 май 2009
    Сообщения:
    3
    Симпатии:
    0
    Асимметричный, но не настолько же. Две трети длины - выше рукояти, треть - ниже.
    Стрела из любого лука прямо не летает, криволинейный полет стрелы - это не последствия композитного лука, а всего лишь влияние гравитации.
    Практическая прицельная дальность стрельбы из лука - в районе 30 м. Эффективная дальность, в пределах которой стрела сохраняет достаточную для поражения энергию - около 100 м, но на такую дальность только мастеру и стрелять, и не факт, что он попадет. Дальше во все времена стреляли только по навесной траектории, группой и по групповой цели.

    Несколько человек требовалось не для натяжения лука, а для сгибания его, чтобы тетиву надеть, и то лук, для сгибания которого нужны были два человека, считался особо мощным.
    Но семь человек - это явное преувеличение же, как таким луком пользоваться? Вокруг одного лука такая толпа соберется, еще держать кому-то надо этот чудо-лук, да командовать, чтобы все разом тетиву отпустили... У японцев на то тяжелые арбалеты были.

    Такие длинные копья появились в 15 веке, и применялись только в строю против кавалерии. Среднее яри имеет длину древка от 1,8 до 2,5 м, при длине клинка от 15 до 80 см.

    "Полевой меч" же, и точнее - нодати. Использовался пехотинцами для порубки конных в капусту вместе с конем, но с появлением нагината и нагамаки быстро вышел из моды, ибо требует значительно большего навыка владения, нежели древковое оружие, и проигрывает ему в досягаемости.

    "Кинжал милосердия" - это мизерикорд европейский. А ёрой-доси - это "пробиватель доспехов", ежли буквально переводить. И это - собирательное название японских кинжалов. Танто, хамидаси, аигути, хасивара и проч. Из них хасивара еще похож на стилет, и то отдаленно.

    Во-первых, это один и тот же предмет, а во-вторых, правильнее было бы называть его ко-гатана. Ножик это маленький, располагался на внутренней стороне ножен, и чаще встречается на коротких мечах. Конечно, его можно использовать в качестве оружия, но основное его назначение - быть инструментом.
     
  4. Final 土地の人

    Регистрация:
    21 фев 2009
    Сообщения:
    373
    Симпатии:
    6
    Эволюция японских доспехов
    Буси периода Токугава унаследовали богатые традиции древнего искусства изготовления и ношения доспехов. Члены кланов могли легко проследить эволюцию этого искусства, изучая древние и относительно современные образцы доспехов, которые являлись частью боевого наследия каждого клана. В соответствии с древним обычаем посвящать божествам предметы роскоши или славы набор доспехов обычно занимал почетное место в резиденции клана или в близлежащем храме. Некогда эти комплекты доспехов хранились в специальных арсеналах, в соответствии с императорским декретом построенных в безлюдных местах, куда свозили на хранение оружие, то есть мечи, луки и доспехи, со всей провинций. Точно неизвестно, когда именно оружие и доспехи стали хранить дома, но это изменение в обычаях привело в итоге к формированию класса профессиональных воинов.
    aleit.ru_for_content_dospeh_samurai.jpg
    аждый клан, каждый военный дом и каждая семья самураев имели собственных мастеров-изготовителей доспехов (гусоку-си), самые знаменитые из которых за отдельную плату обслуживали и других. Также каждый клан имел собственную теорию и практику ношения доспехов, что в определённом смысле объясняет такое разнообразие японского защитного вооружения феодальных времён.

    Вполне естественным для того времени считалось хранить свои методы ношения и изготовления доспехов в секрете. Эти тайны так хорошо охранялись, что в конечном счёте искусство ношения доспехов и их изготовление в периоды длительного мира становились непонятными.

    Японские мастера в целом следовали основной модели доспехов, которая по своей структуре и составным компонентам оставалась практически неизменной на протяжении веков. Однако эта модель от военной простоты и высшей степени функциональности, ассоциировавшейся с так называемым «смутным временем», эволюционировала в богато украшенные и громоздкие образцы, характерные для периода Токугава, когда оружие и доспехи рассматривались не как предметы боевой экипировки, а скорее как символы власти и иерархического статуса, то есть ранга.

    Эта модель (как и в Европе) состояла из защитного снаряжения для головы, шеи, плеч и рук, груди, нижней части живота, а также бедер и голеней. Таким был полный комплект доспехов буси высшего ранга, который участвовал в битве верхом. Доспехи простых вассалов, сражавшихся в пешем строю, состояли из меньшего количества предметов, чем у буси на лошади. Материалы, использовавшиеся для изготовления доспехов, говорят нам о том, что главной заботой японских мастеров была скорость и функциональность. Это становится особенно заметно, если сравнивать их продукцию с массивными наборами доспехов европейских рыцарей раннего Средневековья. Большинство специалистов по японской истории соглашается в том, что доспехи изготавливались по большей части из кожи, которая всегда оставалась любимым материалом мастеров и использовалась в самых различных целях – для соединения пластин, для изготовления самих пластин.

    В курганах, датируемых 400 г. н. э., были найдены шлемы и нагрудные панцири, полностью изготовленные из железа, и это свидетельствует о том, что железные доспехи подобного рода были известны японским мастерам еще на раннем периоде их истории. Железо, из которого сделаны сохранившиеся детали этих доспехов, было искусно обработано, чтобы снизить их естественный вес, либо за счет сплющивания там, где оно использовалось в одной составной части (шлемы), либо при помощи склепывания отельных полосок железа — маленьких для шлемов, больших для нагрудных пластин.

    Первые образцы защитного снаряжения этого древнего периода японской истории (с V по VII век) назывались танко (пластинчатые доспехи), и они являлись непосредственными предшественниками комбинированных доспехов из кожи и железа, известных под названиями коганэ-мадзири-но-ёрои (в девятом веке) и кава-цуцуми.
    К концу эпохи Хэйан японские доспехи, по всей видимости, достигли своей высшей стадии совершенства и представляли собой железные пластины, сшитые вместе шелковыми или кожаными шнурами; шнуры формировал узор, указывающий на стиль доспехов, а сам способ сшивания пластин назывался одоси. Пластины из железа и стали как обшитые кожей, так и нет варьировались по размеру и форме в зависимости от того, какие части тела они должны были защищать. Большие пластины использовались для защиты плеч в содэ или груди в до, для прикрытия бедер в хаидатэ и т. д. Маленькие металлические пластины, соединявшиеся вместе шелковыми шнурами, использовались почти во всех частях набора доспехов, вокруг и внутри основного каркаса, созданного большими пластинами. Фрагменты кольчуги всех форм и размеров сплетались с большими и маленькими пластинами, образуя достаточно свободный и сравнительно легкий защитный комплект, подбитый тканью или кожей.
    aleit.ru_for_content_dospeh_samurai2.jpg
    Если сравнить материалы, использовавшиеся при изготовлении доспехов на Западе и на Востоке, то становится ясно, что европейцы основное внимание уделяли размерам и весу, а японцы – лёгкости и мобильности. Это и понятно – европейские рыцари вкладывали в удар вес и инерцию своего оружия, чтобы пробить доспех противника. На Востоке же оружие было легче и короче, а также изготовлялось из металла более высокого качества. Также не следует забывать о существенных различиях в климате.

    В целом японцы всегда рассматривали избыточную защиту как помеху высокой стратегической функциональности и признавали, совершенно справедливо, что от попадания стрелы или (после XVI века) пули не сможет защитить ни один вид доспехов, подходящих для реального использования. Со временем был найден некоторый компромисс за счет хитроумного переплетения различных материалов, которые, отражая клинок, стрелу или мушкетную пулю, обеспечивали надежную защиту и в то же время были сравнительно легкими и свободными. Таким образом, потребность в защите была уравновешена пристальным вниманием к другому фактору, имеющему такое большое значение в бою, — подвижности. Впоследствии, когда в шестнадцатом веке в Японии появились европейские доспехи, лишь отдельные их части, такие, как кираса и нагрудный панцирь, получили признание, и то – частичное.

    Система соединения в единое целое больших и маленьких пластин и обрамления их фрагментами кольчуги, подбитой тканью, шелком, кожей и т.д., превратилась в самостоятельное искусство (одоси-гэи). По подбору цветов или характеру переплетения шнуровки буси могли отличить один стиль доспехов от другого и даже узнавать членов различных кланов по цветам шнуров и декоративным украшениям на их доспехах. Так, например, панцирь императрицы Дзингу был «скреплен ярко-алым шнуром» и поэтому назывался «Красная шнуровка» (хи-одоси). Появление этого обычая можно связать с введением средств идентификации при правлении императора Сэйва (858-876), когда знатные семейства выбрали себе различные цвета для одосиТайра — пурпурный, Фудзивара — светло-зеленый, Татибана — желтый и т.д.. Различные оттенки одного цвета получили разные названия, такие, как ханаиро-одоси для бледно-голубой шнуровки и кон-одоси для шнуровки цвета морской волны. Белый — цвет траура в Японии — часто использовался преднамеренно, чтобы указать на то, что владелец доспехов, скрепленных шнурами этого цвета, вступает в битву, из которой он не собирается выйти живым.

    Материал, из которого были изготовлены шнуры, также определял принадлежность доспехов к тому или иному стилю — например, кожаный шнур являлся отличительной особенностью кава-одоси, а китайский шелк использовался в кара-я-одоси. Сама шнуровка также была средством идентификации ранга и положения хозяина доспехов. Так, например, для доспехов буси, снимавших самые высокие ступени в клановой иерархии, была характерна плотная шнуровка со сложным рисунком. редкая шнуровка (о-арамэ, сугакэ), Редкая шнуровка в XIV-XV вв. предназначалась для пехотинцев, разновидности шнуровки с широкими промежутками, такие, как кэбики-до-мару и сугакэ-до-мару, пользовались большой популярностью, потому что скрепленные таким образом доспехи были очень эластичными, и, кроме того, в жару воину было в них прохладнее, а в холод теплее, чем в сплошных металлических доспехах. Переплетающиеся шнуры часто формировали самые разнообразные и весьма изощренные узоры, которые со временем легли в основу названий доспехов, в которых они использовались. Например, отодака представлял собой тип доспехов, скрепленных и украшенных по образцу треугольного узора на листьях водяного растения с тем же названием, а ко-дзакура одоси называлось переплетение голубых кожаных шнуров, украшенных цветками сакуры.
    Многие из японских специалистов и исследователей были против шнурованных доспехов, мотивируя это тем, что при намокании шнуровка становилась тяжёлой и долго сохла, в длительных рейдах в ней заводились муравьи и вши, а также такие доспехи могли задержать наконечник стрелы или копья вместо того, чтобы отразить его.

    Японские доспехи можно подразделить на два основных класса: «старые» доспехи, изготовленные до XVI века (ёрои, харамаки, до-мару), а также новые, изготовленные после этого периода (гусоку). Оба типа доспехов восходят к упоминавшейся выше классической модели, компоненты которой назывались общим словом хэи (цувамоно)-но-рокугу, или просто рокугу. Точнее, эти компоненты представляли собой шесть предметов доспехов: нагрудный панцирь (ёрои), шлем (кабуто), защитная маска (хо-атэ), рукавицы с нарукавниками (котэ), наголенник (сунэ-атэ) и защитный фартук (коси-атэ). Однако в более поздний период термин гусоку стал означать «полный комплект доспехов», хотя он также использовался сочетании с другими названиями, указывающими на конкретное боевое снаряжение, как, например, снаряжение лучника (итэ-гусоку), лук и сопутствующую экипировку (юми-гусоку), седло и его оснащение (кура-гусоку).
    aleit.ru_for_content_dospeh_eroi.jpg
    В целом буси высокого ранга, который вел в битву свои войска верхом на коне, обычно был облачен в полный комплект доспехов, состоящий из богато украшенного шлема с металлической маской для защиты лица, больших пластин, закрывающих его руки и плечи, прочного панциря со свисающим под ним защитным фартуком, наголенников и меховых ботинок. Его лейтенанты, следовавшие за ним в пешем строю, носили примерно такие же доспехи, но облегченной конструкции и изготовленные из более простых материалов. Самураи низших рангов носили шлем, защитные нарукавники, панцирь с короткими кисточками и наголенники — все это из еще более легких материалов (обычно из кожи с железными заклепками). Таким образом, история японских доспехов почти полностью построена вокруг той модели, которую носили буси высших рангов (генерал или феодальный правитель). Их название — ёрои — первоначально относилось только к центральной части любого комплекта доспехов (то есть панциря или кирасы, защищающих грудь и живот воина), но затем оно стало обозначать весь защитный комплект, от шлема до меховых ботинок. Короче говоря, ёрои включали все элементы защитного снаряжения, использовавшегося в то или иное время, по отдельности или в различных сочетаниях, воинами всех классов.

    Целые комплекты доспехов, принадлежавшие знаменитым лидерам кланов, хранились на протяжении веков как объекты религиозного поклонения в храмах или выставленные на почетном месте в домах буси. Некоторые из этих знаменитых комплектов (в соответствии с заметными анимистическими тенденциями японской культуры) со временем получили собственные имена (обычай, существовавший также и в средневековой Европе, хотя там он был чаще связан с конкретными образцами оружия, чем с наборами доспехов).

    Традиции, связанные с ношением и использованием доспехов, были унаследованы буси от их предков. Хитроумные способы надевания доспехов без помощи слуг подробно описываются в классических руководствах по данному предмету. Некоторые методы были основаны на использовании веревок, к которым подвешивалась центральная часть доспехов — панцирь или до — так, чтобы буси мог проскользнуть внутрь снизу. Порою сами доспехи имели откидную створку, чтобы буси мог забраться внутрь сзади (если это был панцирь в стиле харамаки-до) или сбоку (если это был стиль до-мару). Существовали подробные инструкции, описывающие, как правильно садиться в доспехах, и изобретались различные способы вставать. В зависимости от изменения боевой ситуации буси могли снимать отдельные элементы доспехов. Например, при штурме укреплений железная маска снималась, а меч размещался вертикально, либо сбоку, либо за спиной. Сражение в воде и длительный тяжелый бой заставляли воинов освобождаться от всех второстепенных предметов снаряжения, в результате чего от комплекта доспехов оставались только нагрудный панцирь и шлем.

    Однако, после того как Токугава возглавили японскую нацию, эпоха частых крупномасштабных столкновений на поле боя подошла к концу. Вместе с этим уменьшилось и прежнее тактическое значение традиционных доспехов, хотя их роль в качестве символов власти, класса и ранга значительно возросла. Результатом стало появление целой серии роскошных парадных доспехов, в которые облачались даймё в ходе придворных церемоний и регент короны, иначе известный как сёгун.
     
  5. Final 土地の人

    Регистрация:
    21 фев 2009
    Сообщения:
    373
    Симпатии:
    6
    Ябусамэ: японская конная стрельба из лука

    Ябусамэ – это вид стрельбы из лука в Японии, когда лучники, использующие специальные стрелы с наконечником в виде репки, стреляют прямо из седла.

    aleit.ru_for_content_yabusame_yabusame_01.jpg

    Этот вид стрельбы из лука зародился в начале периода Камакура (1192-1334), когда Минамото но Ёритомо встревожился, заметив нехватку навыков стрельбы из лука у своих самураев, и стал проводить среди них учения.

    В наши дни ябусамэ можно встретить в храме Хатимана Цуругаока (Tsurugaoka Hachiman Shrine, г. Камакура, префектура Канагава). Также представления лучников устраиваются на пляже в Зуси (Zushi) и многих других местах.

    История японских луков и конных лучников​


    Самые ранние японские луки датируются периодом Дзёмон (8000-300 до н.э.). Длинный лук в уникальном ассиметричном стиле с местом под руку, расположенном ниже центра лука, появился в эру Яёй (300 до н.э. – 300 н.э.), быстро став символом власти и могущества. Легендарного императора Японии Дзимму всегда изображают с луком в руках.

    Японские лучники были пешими вплоть до IV в., когда элитные войска стали сражаться конными с мечами и луками. В X в. самураи могли устраивать конные дуэли с использованием луков. Они неслись друг на друга, стараясь выпустить в противника по крайней мере три стрелы. Эти поединки не всегда заканчивались летальным исходом хотя бы одного противника, иногда для удовлетворения чести достаточно было довольно лёгкого ранения.

    Один из самых известных и знаменитых инцидентов с конными лучниками произошёл во время войны Гэмпэй (1180-1185), когда боролись за власть кланы Хэйкэ и Гэндзи, что не могло не оказать существенного влияния на японскую культуру, общество и политику.

    Битва при Ясиме (Yashima) Хэйкэ были повержены и бежали в Ясиму на лодках. Гэндзи преследовали их до самого конца на лошадях, но в итоге были остановлены морем. Т.к. Хэйкэ ожидали попутного ветра, они решили повеселиться и вывесили на мачту мишень для лучников Гэндзи, предоставив таким галантным образом своим врагам возможность показать своё искусство.

    Один из самураев Гэндзи, Насу Ёити (Nasu Yoichi), принял вызов. Он направил своего коня прямо в море и, выстрелив, попал прямо в мишень. Его победа принесла Гэндзи много славы и его подвиг отмечается по сей день.

    На протяжении периода Камакура конные стрельбы использовались для поддержания воинских умений самураев. Тем стрелкам, которые плохо выполняли команды и не справлялись с нагрузкой, командир мог приказать сделать сэппуку.

    Одним из жестоких подвидов конной стрельбы из лука была «инуомоно» («inuoumono») – стрельба по собакам. Буддистские монахи следили, чтобы самураи не убивали собак, а только калечили. Этот вид стрельбы, к счастью, больше не практикуется.

    Ябусамэ – ритуальная конная стрельба

    Ябусамэ была задумана как способ понравиться и развлечь многочисленных богов, наблюдающих с небес за Японией, чтобы они возрадовались и благословили страны, народ и урожай на процветание. Лучник-ябусамэ быстро скачет по 255 дорожке, управляя лошадью преимущественно одними коленями – ему же нужны обе руки, чтобы стреять из лука.

    Когда лучник приближается к цели, он вскидывает лук и натягивает тетиву со стрелой вплоть до самого уха, отправляя затем стрелу в полёт с криком «In-Yo-In-Yo» («Тьма-Свет-…»). Стрела имеет затупленный наконечник и грубую, округлую форму – в этом случае звук при ударе получается более громким.

    aleit.ru_for_content_yabusame_yabusame_02.jpg

    Опытные стрелки могут использовать стрелы с V-образным наконечником. Если цель поражена, то она расколется и упадёт на землю. Замечательным результатом считается тот, когда лучнику удаётся поразить все три цели. Цель для лучников-ябусамэ полностью воспроизводит предполагаемого противника, т.е. это манекен в полной боевой броне о-ёрои, традиционной для древних самураев. Единственным открытым местом является пространство ниже щитка шлема.

    Ябусамэ в настоящее время это ритуал, а не спорт, что связано с его торжественным стилем и религиозными аспектами, поэтому лучники-ябусамэ часто выступают на специальных обрядах или развлекают высокопоставленных гостей на официальных мероприятиях. Например, лучники выступали во времена официальных визитов президентов США Рональда Рейгана и Джорджа Буша. Также японские лучники выступали в Великобритании для принца Чарльза, который, как сообщается, был совершенно очарован столь понравившейся ему работой.

    Быть лучником-ябусамэ – великая честь и в прошлом на эту роль отбирались только самые лучшие воины. Стрелка, который показывал наилучший результат, одевали в белые одежды, показывая таким образом благословение богов.

    Известные школы стрельбы из лука и влияние дзэн​


    Существует две известные школы, обучающие стрельбе из лука, которые обучают и конной стрельбе. Одной из них является школа Огасавара (Ogasawara), чьим основателем является Огасавара Нагакиё (Ogasawara Nagakiyo), получивший указание от сёгуна Минамото Ёритомо (1147-1199). Ёритомо хотел, чтобы его воины были высококвалифицированными и дисциплинированными, а стрельба из лука, как известно, считается хорошим средством для воспитания необходимых каждому самураю качеств.

    Дзен стал важным элементом, вошедшим в основу каждой из школ и влиявшим на каждый аспект жизни самураев на протяжении всего периода Камакура.

    Ябусамэ как боевое искусство помогало самураям учиться концентрации, дисциплине и самосовершенствованию. Дзэн учит методам стабилизации и успокоения ума и тела, даря практикующему ясность ума и дальнейшие направления действия. Чтобы иметь возможность натянуть тетиву, прицелиться и сделать точный выстрел в пылу сражения, самурай должен был уметь справляться с собственной тревогой и лишними мыслями.

    Другая школа была заложена раньше, в IX в., Минамото Ёсиари (Minamoto Yoshiari) по приказанию императора Уда. Эта школа также известна как Школа стрелков Такэда. Стиль Такэда упоминался в таких классических японских фильмах как «Семь самураев» (1954) и «Кагэмуся» (1980) Акиры Куросава. Известный актёр, сыгравший во многих самурайских фильмах, – Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune) был учеником школы Такэда.

    Упадок и возрождение стрельбы из лука​


    С прибытием в XVI в. на японскую землю португальцев с их новым типом оружия лук постепенно стал терять своё значение на поле боя. В битве при Нагасино в 1575 году хорошо размещённые группы мушкетёров Оды Нобунаги и Токугавы своими выстрелами практически уничтожили конницу клана Такэда.

    Конные лучники как род войск возродились в период Эдо (1600–1867) благодаря Огасавара Хэйбэй Цунэхару (Ogasawara Heibei Tsuneharu, 1666–1747), находящегося под командованием сёгуна Токугава Ёсимунэ (Tokugawa Yoshimune, 1684-1751). Учитывая, что в тот период время было довольно мирное, то стрельба из лука, как и многие другие воинские искусства, стала методом развития личности, а не военной подготовкой. В настоящее время показательные выступления лучников-ябусамэ проводятся в различные времена года в основном возле синтоистских святилищ.

    [YOUTUBE]ywRP725u11k&feature=related[/YOUTUBE]​
     
  6. Final 土地の人

    Регистрация:
    21 фев 2009
    Сообщения:
    373
    Симпатии:
    6
    ЗНАКОМЬТЕСЬ: КАТАНА - САМУРАЙСКИЙ МЕЧ

    Пожалуй, не найти другого такого предмета, кроме самурайского меча (катана), который в большей степени символизировал бы традиционные боевые искусства Японии. И хотя изображение меча в различных вариантах достаточно широко используется в эмблематике на Западе, но нигде в него не вкладывается такого смысла, как в Японии. В стране Восходящего Солнца существует культ меча, родившийся в глубокой древности. Издревле считалось, что существуют Три Священных Сокровища: Священное Зеркало, Яшмовое Ожерелье и Меч. Эти вещи считались наиболее ценными, они заставляли людей благоговеть перед ними и оказывали влияние на них. Уже один тот факт, что меч отнесен к этим вещам, показывает, что японцы относятся к мечу не только как к оружию. Для них он является олицетворением души, символом доблести, чести и храбрости. О нем слагались стихи, притчи и легенды. В самурайских семьях меч являлся фамильным наследством, передаваемым из поколения в поколение.
    Помимо этого, меч является принадлежностью синтоистского культа. В древности считалось, что все предметы, имеющие отношение к богу, должны были обладать тремя обязательными качествами: чистотой, ценностью и редкостью. Считалось, что меч обладал данными качествами. Согласно легенде «Богиня Солнца» подарила своему внуку меч и послала его на землю для правления и отправления справедливого суда.
    Являясь святыней, украшающей храмы, меч также приносился в качестве пожертвования богам. Первое такое подношение относится летописью к 11 веку.
    В течение многих столетий меч был одним из основных видов оружия самураев - профессиональных солдат в средневековой Японии. Даже еще в сравнительно недавнем прошлом подобные мечи носились офицерами японской армии и флота. Американская атомная бомба, сброшенная на Хиросиму 6 августа 1945 года, стала траурным реквиемом самурайским мечам. Сразу же после подписания акта капитуляции Японии, они были конфискованы как холодное оружие. Американские солдаты вывезли из страны огромное количество «экзотических сувениров», зачастую, не подозревая об истинной стоимости клинков.
    Самурайские мечи, перейдя в разряд предметов коллекционирования, таких, как марки или старинные монеты, тем не менее, остались одними из самых лучших мечей в истории. Без сомнения, они являются шедевром, кульминацией кузнечного искусства оружейников.
    Однако сегодня мы будет рассматривать катану, как оружие для занятий техникой иайдо.
    Согласно легенде первый самурайский меч был изготовлен в провинции Ямато около 700-го года кузнецом Амакуни, который был главой группы кузнецов, изготовлявших мечи для императора и его воинов.
    Однажды Амакуни и его сын Амакура стояли в дверях своей мастерской и наблюдали за солдатами, возвращавшимися с битвы. Император, шедший во главе войска, прошел мимо кузнецов и не восхвалил их мечи, как это он сделал в прошлый раз. Присмотревшись внимательнее, кузнецы заметили, что многие солдаты возвращаются со сломанными мечами.
    Амакуни и сын вернулись к себе в кузницу, собрали оставшиеся мечи и стали проверять их. Выяснилось, что многие из них были недостаточно хорошо изготовлены и закалены. Вспомнив об императорском молчаливом презрении, Амакуни с сыном поклялись изготовить такие мечи, которые не сломаются даже при ударе об очень твердый предмет.
    Закрывшись в своей кузнице, Амакуни с сыном молились семь дней и ночей синтоинским богам. Затем они приступили к своей нелегкой задаче. Проявив завидное упорство и настойчивость, они работали около пятнадцати дней. Наконец, смертельно уставшие и исхудалые, но ликующие, они появились на пороге кузницы с мечами странной формы. Они были слегка изогнуты и заточены только с одной стороны. Прочие кузнецы решили, что Амакуни и его сын сошли с ума, но те продолжали точить и полировать свои мечи.
    Проходили месяцы, Амакуни с сыном продолжали изготавливать свои мечи новой конструкции. Следующей весной опять разразилась война. Император снова повел своих солдат в бой и снова возвратился обратно в город. Проходя мимо кузнецов, он воскликнул: «Амакуни, ты настоящий мастер в изготовлении мечей. Ни одного твоего меча не сломалось в этой битве». Амакуни обрадовался и почувствовал, что его жизнь была не напрасной. (Эта легенда была рассказана кузнецами провинции Ямато).
    Безусловно, легенда остается легендой и не может претендовать на документальную точность изложения фактов. Однако приведена она здесь не случайно. Далеко не все мечи, найденные археологами в Японии, могут быть отнесены к категории самурайских мечей, которые используются в иайдо.
    В целом оружие, подпадающее под категорию самурайского меча, обладает четырьмя обязательными атрибутами: (1) изготовлено из стали; (2) имеет одностороннюю заточку; (3) имеет небольшой изгиб клинка; (4) закалено.
    Приведем немного статистики.
    Сегодня старинные самурайские мечи являются раритетом. Коллекционеры разных стран не жалеют ни денег, ни усилий в поисках подобных мечей. Кстати, стоимость хорошего клинка, изготовленного известным мастером, сравнима со стоимостью трех (!) легковых автомобилей «Мерседес-600», собранных по индивидуальному заказу. И это не только не преувеличение, но, скорее, занижение истинной стоимости клинка, причем «голого», без цубы, рукоятки и ножен. Правда, таких мечей не так уж много. И даже, если у какого-либо коллекционера находится требуемая сумма, то это вовсе не означает, что он сможет приобрести подобный меч в Японии, так как для этого требуется разрешение правительства - старинные мечи имеют статус национального достояния.
    Сам собой напрашивается вопрос, а много ли самурайских мечей было и сколько их сохранилось до сегодняшнего дня?
    По самым скромным оценкам общее количество кузнецов-оружейников в Японии до Реставрации Мэйдзи достигало 13.000. И это только те из них, которые занимались только изготовлением мечей. Если же принять во внимание тех из них, которые были малоизвестны и изготавливали мечи в качестве «побочного» продукта производства, то их число может быть смело увеличено до 20.000. Существует много достоверных источников, подтверждающих высокую производительность оружейников, изготавливавших в течение жизни по несколько сотен клинков. Но даже, если предположить, что все они изготовили только по сто мечей каждый, то простое арифметическое действие дает нам цифру в два миллиона! Цифра, которая абсолютно никак не вяжется с высокой коллекционной стоимостью. Противоречие? Отнюдь нет. Не надо забывать, что мечи - оружие, и они нередко ломались в сражениях, но не будем забегать вперед.
    До начала Второй Мировой Войны в Японии существовало около полутора миллионов мечей. Примерно одна треть из них имела длину лезвия более 60 см. (Дайто). Не менее 200.000 из них были изготовлены по заказу японского правительства на фабриках и отдельными кузнецами уже после Реставрации Мэйдзи.
    Невероятно, но факт - сегодня в США старых самурайских мечей гораздо больше, чем в Японии! По приблизительным подсчетам в Штатах сегодня находится около 300.000 мечей, тогда как в Японии только около 100.000.
    Почти вся масса мечей попала в Америку вместе с солдатами, возвращавшимися домой из Японии после окончания Второй Мировой Войны. Они рассматривали их как военные сувениры. Большинство из привезенных мечей были дайто и принадлежали ранее японским офицерам армии и флота. Кстати, семьдесят процентов всех существующих сегодня больших самурайских мечей (Дайто) находятся в США.
    Прежде чем перейти к описанию самого меча, хочется сказать несколько слов о мечах современного изготовления.
    Самурайский меч можно приобрести практически в любой стране в Европе по цене в пределах 100-150 американских долларов. Частенько для этого даже не нужно покидать территорию аэропорта. Если же вы располагаете суммой в 300-400 долларов, то можете стать обладателем меча в инкрустированных золотом и серебром (фальшивым, естественно) ножнах и с великолепными шнурами. Смотрятся они великолепно, но на самом деле стоят столько же, сколько кусок металлолома того же веса. Все эти мечи изготавливаются на различных фабриках, большинство из которых находится в Малазии в расчете на непритязательных туристов. Единственное, что роднит их с подлинными самурайскими мечами, так это только внешнее сходство.
    Подобный ширпотреб изготавливается из полос стали марки «440», которая идет на изготовление обыкновенных ножей, такие мечи не имеют соответствующей закалки и чаще всего заточены так же, как и ножи для вскрытия конвертов.
    Тем не менее, эти дешевые имитации самурайских мечей вполне подходят для занятий иайдо. В особенности для начинающих, так как имитации менее опасны в обращении, нежели настоящие мечи.
    Классификация мечей
    Для непосвященного человека все самурайские мечи похожи друг на друга, как сиамские близнецы. На самом деле это далеко не так. В мире также невозможно найти два совершенно одинаковых меча, как два одинаковых узора капиллярных линий пальцев. Каждый меч - уникальное произведение искусства. Но даже, если не принимать во внимание все мельчайшие детали, отличающие один меч от другого, существует достаточное количество признаков, по которым можно разбить все мечи по нескольким основным группам.
    Следует сказать, что единой классификации самурайских мечей не существует. Мечи, собранные в одной группе по одному признаку, могут оказаться в разных группах при классификации по другому признаку. Ниже приведены несколько основных классификаций самурайских мечей.
    Классификация по длине
    В средневековой Японии предметы измерялись мерой длины, называемой шаку. Шаку имел следующие части:
    10 рин = 1 бу = 0.298 см
    10 бу = 1 сун = 2.982 см
    10 сун = 1 шаку == 29.825 см
    Мечи не были исключением и также измерялись в шаку. По длине режущей кромки все мечи могут быть разделены на три группы.
    1. Большой Меч (Дайто)
    Дайто имеет длину режущей кромки более двух шаку (59.65 см). Для этой группы определена только минимальная длина. В древности не существовало строгих правил, ограничивающих максимальную длину Дайто. Те из читателей, кто видел фильм известного японского режиссера Акиры Курасавы «Семь самураев», наверное, помнят потрясающую длину меча одного из главных героев. Единственным ограничением была длина рук самурая и техника вытаскивания меча из ножен, которую он практиковал.
    Большие мечи были наиболее сложны в изготовлении из-за того, что длинную режущую кромку было очень сложно закалить равномерно'. До наших дней сохранилось немало отличных Дайто.
    2. Средний Меч (Вакизаши)
    Минимальная длина вакизаши составляла один шаку, максимальная - два шаку. Обычно самураи носили два меча: Дайто и Вакизаши. Последний использовался в качестве вспомогательного оружия. Средневековые законы не позволяли людям не самурайского сословия носить два меча, а тот, который было разрешено носить, должен был быть не более двух шаку в длину.
    К сожалению, в наши дни хорошие мечи этой длины большая редкость.
    3. Короткий меч (Танто).
    Танто имели длину менее одного шаку. Как и Вакизаши он был вспомогательным оружием. Кстати, бытует ошибочное мнение, что Танто это нож. На самом деле это самый настоящий меч. Благодаря своей малой длине Танто был излюбленным оружием самозащиты у женщин и торговцев, которым приходилось много путешествовать по далеко небезопасным дорогам Японии. Существует еще одно заблуждение, касающееся того, что Танто использовался исключительно для совершения харакири. Действительно, иногда он использовался для этого, но вообще для совершения обряда харакири существовал специальный нож.
    Классификация по составным частям
    Далеко не все владельцы самурайских мечей знают, из каких частей состоит меч. Еще меньше людей знает, как правильно называются эти части. Конечно, подобное незнание практически никак не отражается на технике владения мечом. Равно, как знание названий отдельных частей не означает овладение техникой фехтования. Тем не менее, мне не приходилось встречать ни одного серьезного мастера кендо или иайдо, который бы оставался в неведении относительно этого вопроса.
    Самурайский меч - оружие очень простое и сложное одновременно. Грубо его можно разделить на лезвие и внешнюю отделку.
    Лезвие является основной и самой ценной частью меча. Несмотря на кажущуюся простоту, оно имеет сложную конструкцию.
    1. Острие (Киссаки)
    Одной из важнейших характеристик, по которым определяется качество лезвия, является качество острия. Оно представляет наибольшую сложность для ковки и шлифовки. Форма и рисунок линии закаливания на острие не всегда совпадают с формой и рисунком линии закаливания остальной части лезвия.
    Все острия мечей могут быть классифицированы по трем признакам:
    а) Классификация по геометрической форме
    Это наиболее простой вид классификации, имеющий только два типа (вне зависимости от размеров).
    1) Фукура - Карреру (прямолинейное острие).
    2) Фукура - Тсуку (изогнутое острие).
    б) Классификация по размеру и форме.
    1) Ко - Киссаки (маленькое острие).
    2) Чи - Киссаки (среднее острие).
    3) О - Киссаки (длинное острие).
    4) Икари – О - Киссаки (длинное изогнутое острие).
    в) Классификация по форме линии закаливания (боши).
    Эта классификация имеет десять различных типов.
    1) О - мару (большая дуга).
    2) Ко - мару (малая дуга).
    3) Дзиро (основная форма).
    4) Яки - зуме (без захлеста).
    5) Мидари - коми (волнистый).
    6) Каеи (пламенный).
    7) Ичи - маи (сплошное закаливание).
    8) Каери - тсуюши (прямой захлест).
    9) Каери - фукаши (большой захлест).
    10) Каери - асаши (маленький захлест).
    2. Кромка, отделяющая режущий край острия от режущего края лезвия, называется Екотэ.
    3. Разделительная линия лезвия - Шиноги
    . Эта линия отделяет режущую кромку от остальной части лезвия. Однако на мечах, имеющих клинообразное сечение лезвия, линия Шиноги отсутствует.
    Шиноги делятся на два типа в зависимости от высоты, на которой она располагается:
    а) Шиноги - такаши (высокая линия).
    б) Шиноги - хикуши (низкая линия).
    4. Верхняя часть боковой поверхности лезвия – Шиноги - дзи.
    Не существует каких-либо определенных канонов, определяющих ширину этой части клинка. Это определялось модой и углом заточки, используемым тем или иным кузнецом. Мечи ранних периодов чаще имеют широкую поверхность Шиноги-дзи, мечи более поздних периодов - более узкую.
    Некоторые мечи имеют различную отделку на боковой поверхности лезвия: кровостоки (Хи), резьбу (Хоримоно), надписи (Бондзи или Кандзи).
    а) Кровостоки. Продольные желобки различной длины принято называть кровостоками. Считается, что они служат для стекания крови при попадании клинка в тело противника. Действительно, кровь по ним стекает. Однако кузнецы изготавливали их вовсе не для этих целей, а для того, чтобы придать клинку дополнительную жесткость и облегчить его вес. Во избежании путаницы будем все же называть эти желобки кровостоками. Кровостоки могут быть классифицированы на восемь типов.
    1) Бо - хи (широкий желобок).
    2) Футасудзи - хи (два узких желобка).
    3) Бо - хи ни тсуре - хи (широкий и узкий желобки).
    4) Коши - хи (короткий желобок).
    5) Гомабаши (два коротких желобка).
    6) Шобу - хи (два желобка, сходящиеся на конце).
    7) Куичигаи - хи (двойной прерывистый желобок, сходящийся на конце).
    8) Нагината - хи (алебардный желобок).
    Кровостоки 4-8 типов чаще всего встречаются на коротких мечах.
    Окончания кровостоков также бывают различных типов и имеют свою классификацию.
    1) Каки - тоши (сквозная проточка).
    2) Каки - нагаши (половинная проточка).
    3) Мару - домэ (округлый конец).
    4) Каку - домэ (квадратный конец).
    Первый и второй типы относятся к периоду Старого Меча и почти не встречаются на клинках более позднего времени.
    Если проточка заходит за кромку екотэ, то она называется хисаки - агари; если она заканчивается, не доходя до этой кромки, то эта проточка типа хисаки - сагаи.
    5. Линия по верхней боковой поверхности лезвия, оставшейся не проточенной, называется Чири. Она может располагаться только выше проточки (Рео - чири) или сверху и снизу проточки (Ката - чири).
    6. Линия закаливания – Яки - ба.
    Одной из конструктивных особенностей самурайских мечей является неравномерная закалка лезвия. Нижняя часть закалена сильнее, чем верхняя. Это наиболее твердая часть и при тщательной шлифовке она становится светлее верхней части клинка. В результате на поверхности появляется своеобразный рисунок. В современных имитационных мечах этот рисунок изготавливается с помощью специальной полировки и не имеет ничего общего с закалкой лезвия.
    Без сомнения, линия закаливания представляет собой самую красивую часть лезвия, а качество закалки является одной из важнейших характеристик при оценке меча.
    Если посмотреть на клинок самурайского меча, расположенного под углом к источнику света, то можно заметить узкую туманно- белую линию между закаленной и незакаленной поверхностями. Эта линия называется Ниои, и она всегда повторяет форму линии закаливания. Если поверхность хорошо отполирована, то обнаружить Ниои очень сложно.
    Все узоры линии закаливания делятся на два типа - прямой и волнистый, и двадцать шесть видов. Практически невозможно описать все виды узоров линии закаливания, поэтому ниже даны только наиболее часто встречающиеся. Те из них, которые отмечены звез дочкой, встречаются только на клинках мечей периода Нового Меча:
    1) Ито - сугуха или хосо - сугуха (узкая - прямая).
    2) Чу - сугуха (средняя - прямая).
    3) Хиро - сугуха (широкая - прямая).
    4) Сугуха аши - ири (прямая с вертикальными черточками).
    5) Сугуха гяку – аши - ири (прямая с наклонными черточками).
    6) Сугуха чодзи – аши - ири (прямая с черточками Чодзи).
    7) Сугуха гуномэ - аши - ири (прямая с зарубками Гуномэ).
    8) Сугуха хотсуре (блуждающая прямая).
    9) Нотаре (выпуклый).
    10) Гуномэ (неправильный зигзаг).
    11) Гуноме (правильный зигзаг).
    12) Никогири - ба (пилообразный зигзаг).
    13) Санбон - суги (трехпиковый зигзаг).
    14) Мими - гата (ушеобразное).
    15) Чодзи (цветок клевера).
    16) Дзюка - чодзи (двойной цветок клевера).
    17) Кавазу - чодзи (лягучаший вид цветка клевера).
    18) Гяку чодзи (косой цветок клевера).
    19) О - чодзи (большой цветок клевера).
    20) Ко - чодзи (маленький цветок клевера).
    21) Яхазу (ласточкин хвост).
    22) Хако - мидаре (коробчатый вид).
    23) Доран (вздымающиеся волны).
    24) Сударе - ба (бамбуковый занавес).
    25) Кику - суи (хризантема и река).
    26) Хитатсура (полный).
    Довольно часто перечисленные виды рисунков линии закаливания комбинировались между собой. Ни одни из них нельзя рассматривать как «визитную карточку» той или иной школы или кузнеца.
    7. Верхняя поверхность тыльной стороны клинка - Муиэ.
    Существует пять видов верхней поверхности тыльной стороны клинка. Чаще всего встречаются виды 1 и 2.
    1) Мунэ - хикуши (низкий скос).
    2) Мунэ - такаши (высокий скос).
    3) Митсу - мунэ или шин - но - мунэ (двойной скос).
    4) Мару - мунэ или каку - мунэ (округлая поверхность).
    5) Хира - мунэ (плоская поверхность).
    8. Кривизна лезвия - Сори.
    Самурайские мечи имеют характерный изгиб. Кривизна лезвия измеряется по тыльной стороне клинка и подразделяется на большую и малую. В большинстве мечей точка наибольшей глубины изгиба располагается точно по центру клинка. Подобный вид клинка, как и ворота перед входом в синтоинский храм, называется тории. Некоторые школы, например. Старая Школа Бизен, специализировались на изготовлении клинков, имеющих наибольшую кривизну в точке, располагающейся немного ближе к рукоятке. Подобный вид клинка называется коши - зори или бизен - зори.
    Внешняя отделка меча
    Внешняя отделка меча включает в себя ножны, гарду, рукоятку и прочие аксессуары. Она может быть как совсем простой, так и с золотой и серебряной инкрустацией.
    1) Ножны (Сайя). Чаще всего ножны изготавливались из дерева, хотя в XIX и XX веках изготавливали и из металла. Основное назначение ножен - предотвратить клинок от повреждений, а его владельца от порезов. Даже невзрачные на вид ножны имеют сложную конструкцию. Наружняя сторона делается из декоративных пород дерева, которые обычно лакировались или инкрустировались. Внутренняя сторона изготавливалась из прочих пород древесины, а отверстие, в которое вставляется клинок, вытачивалось или из особо прочной древесины, или из рога быка.
    Некоторые ножны имеют полости для Козука (вспомогательный нож), Когаи (толстая спица) или Вари-баши (палочки для еды). Эти полости располагаются между Хабаки и Куригата - деревянной проушиной, в которую пропускали шелковый или хлопчатобумажный шнур.
    2) Гарда (Цуба). Цуба защищает кисть руки. Изготавливалась она из стали, меди, серебра или другого металла. Часто она имела рисунки и узоры на обоих сторонах.
    Цуба, предмет особой любви коллекционеров. Существует немало людей, которые собирают только одни цубы. Древние кузнецы достигли верха совершенства в изготовлении и украшении этой сугубо функциональной вещи. Не будем подробно останавливаться на описании и классификации цуба. Скажем только, что чаще всего лицевая сторона имела более пышный декор, нежели тыльная, и нередко на ней ставили клеймо производителя.
    Цуба монтируется на основание рукоятки таким образом, чтобы фронтальная сторона была обращена к рукоятке. Для того, чтобы иметь возможность вытаскивать из ножен козука, когаи или вари - баши, в ней делались два соответствующих отверстия. По общему правилу козука всегда располагалась слева.
    Перед цубой со стороны клинка монтировалась клинообразная металлическая пластина (хабаки), служащая для предотвращения выпадения меча из ножен при их переворачивании. Для лучшего сцепления хабаки с ножнами поверхность пластины имела слегка шероховатую поверхность.
    Между хабаки и цубой и между цубой и рукояткой меча вставлялись округлые металлические пластины (Сеппа).
    3) Рукоятка (Тсука). На железное основание рукоятки, являющееся продолжением клинка, надевалась собственно рукоятка. Рукоятка изготавливалась из твердого дерева и обтягивалась кожей акулы или гигантского ската, а сверху оплеталась тесьмой из кожи, шелка или хлопчатобумажной ткани.
    Так как деревянная рукоятка состоит из двух половин и испытывает при ударе большую нагрузку, на нее одеваются два металлических кольца элипсовидной формы, в точности повторяющих форму рукоятки и предотвращающих ее от разрушения. Кольцо, одеваемое с противоположного конца рукоятки, называется кашира. И Фучи, и кашира имеют разнообразные и очень красивые узоры и инкрустации. Нередко из золота и серебра. Так же, как и Цуба, они являются предметом страстного увлечения многочисленных коллекционеров.
    Некоторые короткие мечи (Танто), выполненные в отделке Дзиндачи - Зукури, имеют рукоятки без оплетки. Подобный вид называется Хари - менуки или Уки - менуки.
    4) Орнамент рукоятки (Менуки). Под оплеткой на рукоятке меча по обе стороны имеются две небольшие металлические пластины в виде драконов, цветков, рыб, птиц и т.п. Невозможно полностью перечислить все виды встречающихся орнаментов Менуки. Некоторые коллекции насчитывают несколько тысяч (!) различных орнаментов.
    Форма лезвия
    Лезвия самурайских мечей имеют различную форму. Правда, это в основном относится к коротким мечам (Танто). Средние (Вакизаши) и большие (Дайто) мечи не имеют таких разнообразий форм, что наглядно видно из приведенной ниже классификации.
    1) Шиноги - зукури.
    Эта форма лезвия характерна для большинства средних и больших мечей.
    2) Канмури - отоши.
    3) Унокуби - зукури.
    Эта форма преимущественно встречается в коротких мечах, изготовленных в школе Ямато и родственных ей школах в ранний период Камакура.
    4) Шобу - зукури.
    Лезвия этой формы были преимущественно короткими и характерны для периода Муромачи.
    5) Моро - ха.
    Эта форма лезвий коротких мечей характерна для середины периода Муромачи. Это обоюдоострые клинки известны под названием кен и являются большой редкостью сегодня. Большинство лезвий типа кен были изготовлены из лезвий корий (Яари).
    6) Ката - кири - ба.
    Форма характерна для коротких мечей, широко распространенных в ранний периоды Камакура и Момояма.
    7) Ката - шиноги.
    Эта форма также характерна для коротких мечей, но хорошие лезвия большая редкость.
    8) Хира - зукури.
    Эта форма лезвий чаще всего встречается среди коротких мечей.
    Помимо этого, формы лезвия можно грубо разделить на две большие группы: с разделительной средней линией (Хира - зукури) и без нее (Шиноги - зукури).



    P.S, в этой статье дана далеко не полная классификация самурайских мечей.
     
  7. Akaio Накама

    Регистрация:
    3 май 2009
    Сообщения:
    197
    Симпатии:
    8
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Красноярск
    Изготовление самурайского меча

    Нам посчастливилось познакомиться и побывать в кузнице известного Японского мастера меча Fujiwara Kanefusa. 25-ое поколение производителей самурайских мечей. Его клинки - гордость и достояние Японии. Один клинок Fujiwara выполняется от 6 до 12 месяцев, после чего с разрешения императора Японии переходит в коллекцию заказчика. Мы представляем изделия великого мастера в России.

    Процесс изготовления катаны (самурайского меча) начинается с отборного металлического порошка, который в расплавленном состоянии становится губчатым с множеством дырочек на поверхности. На всех этапах работы до получения результата, главное условие - огонь. Порошок закаливается в печи на 1500 градусах. Частицы, спаянные вместе представляют собой слиток или кусок породы, не имеющей определенной формы. Этот камень называется Тамахагане. Из этой пузырчатой стали изготавливают японские мечи. Для изготовления одного меча требуется 21 Тамахагане. В его составе имеется твердый и более мягкий металл, так как в печи неравномерная температура. После того, как "Тамахагане" подвергается закалке, затвердевшее вещество разбивают на тысячи кусочков, для того, чтобы изучить кристаллическое строение. Хорошая кристаллическая решетка необходима для высокого качества меча.

    Затем отборная сталь подвергается первой стадии ковки. Маленькие кусочки собираются вместе и смешиваются с раствором. Его вновь нагревают на той же температуре, затем сковывают в плоский блин. При сковывании мягкие частицы отлетают и остаются более твердые. Много таких металлических блинов складываются вместе и спекаются. Во время этой операции все пузырьки вытесняются, пока совсем не исчезнут, таким образом получают отличную твердую сталь для производства лезвия. Если температура в печи менее 1500 градусов между частями может образоваться зазор, что впоследствии повлечет за собой излом, перекал металла. Так же если температура в печи более 1500 градусов полосы металла не спаиваются идеально, образуя зазор.

    О температуре мастер судит по цвету огня. При 1500 градусов огонь алый без синего или оранжевого оттенка. Мастерство так же предусматривает особую технику обжига, т.к. огонь должен проходить вокруг металла. Полосы должны быть идеально ровными в этом мастерство и это влияет на качество. После спекания спаянные полосы опускают в глинистую жидкость для закалки. Затем раскаляют и складывают пополам, процесс ковки повторяется много раз во избежание ломки меча. Количество складывания можно посчитать по полосам на готовом изделии. Последний раз складывания полосы формируют обух меча.

    Внутрь закаленной и твердой формы закладывается мягкий металл (как пирог с начинкой). Ковка всегда должна быть симметричной с обоих сторон. На этом этапе создается форма (лезвия и рукояти) и длина меча. Так как в этот момент удары направлены на формирование лезвия, которое всегда тоньше, то под давлением ударов его длина становится больше, чем длина обуха, т.е. лезвие приобретает изгиб. Безусловно, у меча должно быть острое режущее лезвие. До раскаливания меча в огне 800 градусов, на лезвие наносится глинистая жидкость. Ее слой ближе к обуху толще, ближе к режущей кромке наносят вертикальные полосы из глинистой жидкости. Впоследствии эти полосы сформируют линию "Хамон". Меч должен быть твердым и в то же время иметь определенный процент эластичности по всей длине. Глина смягчает металл, соответственно у обуха твердость меча меньше, чем у режущей кромки.

    Закалка меча осуществляется ночью в полной темноте, для того, чтобы правильно контролировать температуру 800 градусов (огонь ярко оранжевого цвета). Хабака - болстер меча, обычно содержит 24 каратта золота снаружи, серебро внутри. После шлифовки меча, которая длится 2-3- месяца, происходит доведение лезвия на точильных камнях от крупнозернистого до мелкозернистого (приблизительно 8000 натуральный камень), затем делаются ножны. Обычно ножны делает другой мастер, который делает только ножны. Рукоять меча также делается им же.

    Ножны и рукоять традиционного самурайского меча выполняются из кожи акулы. Из одной акулы можно сделать только одну рукоять, т.к. на ее теле есть только одно отверстие размером с 5мм, затем к нему прикрепляют металлическую рукоять меча (для закрепления, как заклепка). При помощи такого устройства лезвие вынимается из рукояти полностью и вставляется вновь. Еще одна разновидность традиционного самурайского меча, когда ножны и рукоять сделаны из дерева Магнолии. Клинок 1-1,5 метра длиной - катана, 70 см - вакаизачи, 10-30 см - танто.
     
  8. Final 土地の人

    Регистрация:
    21 фев 2009
    Сообщения:
    373
    Симпатии:
    6
    Искусство цепи и другие виды оружия

    Помимо дзиттэ для нейтрализации грозного меча, а при случае и копья, замечательно подходили некоторые виды оружия, основанные на использовании металлических цепей.

    Впервые железная или стальная цепь (кусари) очень-очень давно – одновременно с изготовлением первых японских доспехов. Первоначально цепь связывала две части оружия воедино, такого как «нагэгама» – метательного копья с короткими серповидным наконечником с одного конца и длинной цепью с другого. Использовалась цепь и в сочетании с серпами и кирками разной длины. Как правило, такое оружие состояло из черенка, снабжённого защитной скобой для руки, и серповидного наконечника, установленного под прямым углом к черенку. Цепь в данном случае прикреплялась к тыльной стороне серпа, а к ней подвешивался груз. Оружие такого типа стало известно как «кусаригама» и предназначалось для нейтрализации цепью меча или копья противника, после чего в дело вступал серп и противник больше не беспокоил владельца кусаригама.

    В средневековой Японии существовало немало мастеров, специализировавшихся на использовании кусаригама, но во владении этим видом оружия существовал один небольшой изъян – для эффективного использования кусаригама, а следовательно, и победы над противником необходимо было как можно больше свободного пространства, т.к. необходимо было сначала раскрутить цепь, чтобы захватить ею оружие противника, а потом уже атаковать его серпом спереди или подцепить лезвием со спины. Как раз этот изъян заметил и использовал в поединке искусный фехтовальщик Араки Матаэмон, сражавшийся с мастером кусаригама Ямада Синрюканом. Матаэмон заманил противника в бамбуковую рощу, где частые побеги помешали Синрюкану использовать своё смертоносное оружие.

    Также цепь использовалась и как самостоятельное оружие. В частности искусство цепи изучалось в Масаки Рю, основателем которой был знаменитый фехтовальщик Масаки Тосимицу Данносин, который приладил к 60-сантиметровой цепи два противовеса и разработал оригинальный комплекс приёмов с её участием. Ученики Масаки Рю могли сражаться с помощью этого оружия одновременно против нескольких противников вне зависимости от того, вооружены они [противники] были или нет. Оружие, придуманное Масаки, получило название «манрикигусари» («гусари» - «цепь», «манрики» - «сила десяти тысяч»), т.к. Масаки полагал, что в нём заключена сила десяти тысяч.

    Человек, вооруженный манрикигусари, стремительно перемещался среди врагов и при должном умении мог поражать цель гирькой со спины, стоя при этом лицом к лицу с противником. Манрикигусари использовали, чтобы сбить человека с ног, удушить его или просто сковать руки на запястьях. Также как и дзиттэ, манрикигусари можно было использовать для отражения и парирования ударов меча и последующей атаки противника.

    Ещё одним оригинальным видом оружия был обычный серп («кама»), который в первую очередь использовался, конечно же, крестьянами. Существовали различные вариации этого «оружия», но вся разница между образцами сводилась к длине рукояти. Существовала такая разновидность серпа, получившая название «кама-яри», у которой лезвие убиралось вовнутрь рукояти, а от случайного складывания/раскладывания уберегало специальное кольцо, скользящее вдоль рукояти и фиксирующее лезвие в необходимом положении.

    Авторство следующих видов оружия также приписывается сословию крестьян: это «тонфа» и «нунтяку». Совсем широкой общественности нунтяку скорее всего известны по мультипликационному сериалу «Черепашки-ниндзя», где ими ловко орудовал один из главных героев, а в средневековой Японии нунтяку выглядели как две деревяшки, скреплённые между собой кожаными ремнями, конским волосом или цепью. Собственно, наиболее известен сейчас вариант именно с цепью. Полезная особенность нунтяку состоит в том, что при вращении деревяшки издают щёлкающие звуки, который нарушают концентрацию фехтовальщика и справиться с ним получается куда легче. С помощью этого оружия можно захватывать отдельные части тела или душить противника, а также наносить оглушающие удары.

    В ранние периоды японской истории использовались также топоры и палицы, но эти виды оружия у буси пользовались очень небольшой популярностью. Сейчас в музеях Японии можно обнаружить множество каменных, железных и стальных топоров, многие из которых отличаются тонкой работой и великолепным качеством закалки. Особой известностью пользовалась довольно крупная секира («оно»), которой в основном пользовались ямабуси – «воинственные монахи», которые весьма ловко обращались с этим специфическим оружием как в одиночных поединках, так и в гуще сражения.

    В качестве оружия использовался также такой безобидный с виду предмет, как курительная трубка. Трубка разделялась на мужской (15-20 см) и женский (30-60 см) варианты и первоначально была деревянной, и только в XVI-XVII вв. трубки стали делать металлическими, а их длина увеличилась до 90-120 см. Такие трубки уже могли с успехом использоваться в качестве оружия защиты и нападения, о чём, собственно, свидетельствуют правительственные указы того времени.

    Одним из наиболее необычных и с виду безобидных предметов в качестве оружия использовался санскритский символ буддийского учения, выражающий идею грома – «вадзра». Вадзра имел с обоих концов зубцы, число которых варьировалось от одного («токко», «даккосо») до трёх («санкосо», «санко») или пяти («гокосо», «гоко»). Вадзра применялся для того, чтобы заблокировать или сломать лезвие, а также для того, чтобы нанести парализующий удар по жизненно важным органам противника.

    Комплект наиболее оригинального японского оружия был бы не полным без выдувной трубки, которая пользовалась особенной популярностью у ниндзя. Особенно распространённой разновидностью была трубка, маскировавшаяся под посох странника, а те же ниндзя предпочитали более короткие варианты, т.к. их можно было легко спрятать. Вариацией выдувной трубки был «мэцубуси» («ганцубуси») – распылитель перца, представляющий из себя небольшую медную или деревянную коробочку с широким мундштуком с одной стороны и с отверстием или трубкой – с другой. Особенной популярностью распылитель перца пользовался у полицейских в средние века, когда они выдували перец или пыль в глаза человека, которого им нужно было обезвредить и арестовать.

    У самураев бытовала одна нехорошая традиция – проверять остроту меча на живых людях, преимущественно, крестьянах. Но, как мы видим из перечисленных выше неординарных видов оружия, крестьяне (да и другие сословия средневековой и древней Японии) подчас могли дать более чем достойный отпор буси.
     
  9. fubl 土地の人

    Регистрация:
    12 окт 2008
    Сообщения:
    105
    Симпатии:
    0
    Final,
    Akaio,[offtop]Спасибо за информацию. Хотя, статья про изготовление практически бесполезна для меня, т.к. не компитентна... Но все равно, спасибо![/offtop]
     
  10. Akaio Накама

    Регистрация:
    3 май 2009
    Сообщения:
    197
    Симпатии:
    8
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Красноярск
    fubl, в нашем городе, да и в стране мало кто берёться за такую работу, но всё же есть. Проблема в том, где и как это будут делать, и немаловыжно подобрать сырьё для ковки. Если у тебя на руках будет материал и "руководство по изготовлению" представленное выше - я думаю дельный человек тебе не откажет. Как не отказали и мне когда-то, но упёрлось всё в денежку, тут цена договорная.
     
  11. fubl 土地の人

    Регистрация:
    12 окт 2008
    Сообщения:
    105
    Симпатии:
    0
    Akaio, [offtop]В моем случае все уперается в детальное описание процесса. Желательно с аналогами марок стали и колличеством переходов.[/offtop]
     
  12. Akaio Накама

    Регистрация:
    3 май 2009
    Сообщения:
    197
    Симпатии:
    8
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Красноярск
    fubl, [offtop]Я постараюсь найти детальную инфу, той что была уже нет.[/offtop]
     
  13. BrGauk 新参

    Регистрация:
    17 июн 2009
    Сообщения:
    13
    Симпатии:
    0
    Вот возможно что то пояснит о процессе ра[HIDE="5"]http://vkontakte.ru/video-900784_103287369[/HIDE] ,а если поискать во всей теме то и найдутся люди знающие и марки стали. Есть также для общегообразования книга "Экспертиза японского меча"