1. Зеркало сайта: Desu.Win
    Используйте его если есть проблемы с доступом на основной адрес
  2. Гость, зарегистрируйтесь!
    И получите доступ к дополнительному функционалу и контенту
    Скрыть объявление

Японский театр

Тема в разделе "Япония", создана пользователем Tanaka, 19 янв 2009.

  1. Tanaka Няшка

    Регистрация:
    8 дек 2008
    Сообщения:
    1.079
    Симпатии:
    4
    в японии есть несколько разновидностей театра:
    -театр но
    -театр кабуки
    -театр кёгэн
    -театр дзёрури
    -театр ёсэ
    -театр бунраку

    вкратце ознакомимся с каждым из них, но сначала немного предыстории.
    история и традиции японского театра уходят корнями в глубокое прошлое, когда в японию буддизм, а вместе с ним - музыка и танцы из китая, индии и кореи. многие историки считают, что классический японский театр сохранил в себе элементы античной драмы, проникшей на дальний восток через эллинистические государства передней азии, индию и китай. самой старой разновидностью японского театра можно считать шаманские пляски кагура, но зарождение театра связывают не с ними, а с появлением пантомимы гикаку и танцев бугаку, заимствованных из континентальной культуры. гикаку просуществовало до 10 века и было вытеснено более сложными формами пантомимы. представления бугаку ныне доступны широкой аудитории. в каждом токийском отеле можно увидеть рекламки представлений различных театров, но иностранцы не посещают эти действа.
    итак, начнем знакомство с японским театром.

    театр но.
    зародился в 14-ом веке и сразу стал популярным среди самураев и аристократии. то есть изначально был ориентирован на высшее сословие и недоступен для широких масс. но сейчас представления театра но может посетить любой желающий. театр но- это театр масок и кимоно, которые передаются из поколения в поколение каждой школы. простое убранство сцены подчеркивает глубину чувств масок. под аккомпанемент хора, барабанов и флейт основное действующее лицо или ситэ повествует истории из жизни смертных и духов, богов и демонов, сражений выигранных и проигранных, убийцах и буддийских монахах архаичной японии. представление обычно длится часа 3-5 и состоит из нескольких пьес, прерываемых небольшими миниатюрами из жизни простых - кёгэн и танцами пьес но - симаи. маски театра но не привязаны к одной роли, а используются в разных пьесах на разные роли. но - царство жеста.

    театр кабуки.
    первым демократическим театром японии стала драма кабуки, которая была создана в начале эпохи токугава. все началось с ритуальных танцев возле синтоиских храмов. молодые девушки в тонких накидках поверх белых кимоно и алых хакама, с распущенными волосами и загримированными лицами танцевали возле храмов. основательницей театра можно считать идзумо-но окуни, именно эта красивая девушка принесла популярность этой разновидности театра. именно окуни совместила различные традиционные танцы, народные баллады, стихотворные импровизации и другие элементы в театр кабуки "искусство пения и танца", в котором выступали молодые танцовщицы под аккомпанемент сямисэна. также в представлениях этого тетра участвовали молодые гейши. позже добавили пантомиму и комические диалоги.

    театр кёгэн.
    возник в одно и то же время вместе с театром но. кёгэн - незатейливая комедия, грубоватый фарс, построенный на незатейливой шутке, шумной возне. но элегантен, поэтичен, прозаичен, простонароден. пьески кёгэна традиционно исполняются в качестве интермедий в классическом спектакле театра но. кёгэн выдержал испытание временем и сейчас исполняется так же, как и в 15 веке.

    театр дзёрури.
    это кукольный театр. пошел от охотников, которые в свободное время делали кукол и устраивали представления. позже кукольные представления стала устраивать буддийская секта дзёдо. действо сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. в основном сямисэна. темы представлений не только религиозные и исторические. в представлениях замечаются более мирские, светские, любовные мотивы.

    театр ёсэ.
    традиционный камерный театр комедии. в прошлом размещались в деревянных домах японского стиля, зрители сидели на татами, но после второй мировой войны таких традиционных театров не осталось. спектакли этого театра относятся в основном к жанру ракуго («рассказы с комической концовкой») — комические, сатирические рассказы, полные острот и каламбуров, с неожиданной концовкой. они развивались из анекдотов, которые создавали профессиональные рассказчики — ракугока. исполнитель, одетый в кимоно усаживается на сцене на подушке для сидения, из реквизита у него в руках только веер и полотенце. героями ракуго были представители различных слоев общества, тематика повествования не ограничивалась ни временем, ни социальной принадлежностью действующих лиц. жанры: мандзай (комические диалоги, произошедшие от новогодних представлений) и кодан (рассказы странствующих сказителей).

    театр бунраку.
    самый крупный кукольный театр японии, являющийся хранителем традиций, названный по имени организатора и постановщика первых спектаклей уэмура бунракукэн (1737–1810). он был открыт в 1872 г. в осака. соединение кукольного представления с народным песенным сказом дзёрури, исполняемым под аккомпанемент сямисэна. куклы для представлений бунраку изготавливаются в размере 1/2 – 2/3 человеческого роста. каждую куклу, как правило, ведут три оператора. наиболее опытный из них управляет движениями головы (глаза, веки, брови, рот) и правой рукой куклы. второй оператор двигает левой рукой куклы, третий — ее ногами. представление идет под голос певца-сказителя гидаю и ритмический музыкальный аккомпанемент на трехструнных сямисэнах и барабанах. гидаю говорит от лица всех занятых в представлении кукол — мужчин, женщин, детей, обозначая лишь голосом, изменяющимся от баса до фальцета, кому принадлежат слова.

    сайт. [HIDE=2]http://www.nihon.ru/[/HIDE]
     
  2. Final 土地の人

    Регистрация:
    21 фев 2009
    Сообщения:
    372
    Симпатии:
    10
    aleit.ru_for_content_Noh_Noh1.jpg Но – один из старейших японских драматических театров, зародившийся в XIV веке. Но близок к кёгэн и включает в себя черты популярных народных и аристократических форм искусства. Стиль театра развивался чрезвычайно медленно и можно проследить его корни вплоть до китайского театра Нуо.

    Таким, каким Но дошёл до нашего времени, его сделали Kan`ami и его сын Zeami в эпоху Муромати, под крылом могущественного клана Асикага. Во времена Мейдзи Но потерял поддержку правительства, но вместе с кёгэн получил официальное признание как одна из национальных форм драмы.

    Роли театра Но
    Всего выделяют четыре основных категории актёров театра Но: shite, waki, kyogen, hayashi.

    * shite (в центре) – исполнитель, главное действующее лицо. В пьесе Но персонаж появляется, как правило, в двух ипостасях: сначала как человек (эта роль называется maeshite), а затем как дух (nochijite). У shite есть помощник – tsure.
    * waki – дублёр исполнителя главной роли или же его помощник.
    * wakizure – спутник waki.
    * kyogen – исполняет интерлюдии в течение пьесы, а также играет отдельные номера между сценами пьесы.
    * hayashi, или hayashi-kata – музыкант, играющий на одном из четырёх традиционных для Но инструментов: флейте (fue) или барабанах (okawa, kotsuzumi или taiko).
    * jiutai – хор, включающий, как правило, от 6 до 8 человек.
    * koken – своего рода суфлёры-направляющие, как правило от 1 до 3 человек.

    Обычно пьеса Но включает в себя четыре-пять категорий участников и, как правило, длится 30-120 минут, но ранее бывали и исключения – пьесы шли довольно продолжительное время, например, несколько дней.

    В настоящее время насчитывается около 250 классических пьес, разыгрываемых в театрах, и все их можно разделить на несколько категорий. Наиболее распространённым критерием является содержание:

    1. kami mono, или waki no (божественные пьесы). Сначала shite появляется в роли обычного человека (в первом акте), а во втором акте выступает в роли духа и рассказывает какую-нибудь мистическую историю или прославляет какого-либо духа.

    2. shura mono, или asura no (воинские пьесы). Shite предстаёт в виде духа воина в первом акте пьесы, а во втором становится человеком и воспроизводит обстоятельства гибели воителя.

    3. katsura mono, или onna mono (костюмированные/женские пьесы). Shite изображает женщину и исполняет несколько сложных танцев и песен из репертуара Но.

    4. в эту категорию включается несколько мини-категорий, например, kyoran mono (пьесы безумных), onryo mono (пьесы духов). Пьесы, входящие в эту категорию, повествуют о настоящем времени.

    5. kiri no, или oni mono (пьесы демонов). Shite играет демонов, чертей и прочую нечисть. Для этих пьес характерны яркие цвета и напряжённость действия.

    Источниками для пьес Но являются:
    1. средневековая история взлётов и падений клана Тайра – «Сказание о доме Хэйкэ», первоначально исполняемая слепыми монахами, которые сами же и аккомпанировали себе на биве.

    2. «Повесть о Гэндзи», сыгравшая значительную роль в развитии японской культуры.

    3. также в качестве источников использовались китайские сказания и японская классика периодов Нара и Хэйан.

    Ниже приведены некоторые из известных пьес, разбитые по категориям согласно классификации школы Kanze.

    Название - Перевод - Категория
    Aoi no Ue - Леди Aoi - 4
    Aya no Tsuzumi (綾鼓) - The Damask Drum - 4
    Dōjōji (道成寺) - Dōjōji - 4
    Hagoromo (羽衣) - Накидка из перьев - 3
    Izutsu - Колыбель - 3
    Kagekiyo - Kagekiyo - 4
    Kanawa (鉄輪) - Железное кольцо - 4
    Kumasaka - Kumasaka - 5
    Matsukaze - Ветер в соснах - 3
    Nonomiya - Святилище в полях - 3
    Sekidera Komachi - Komachi на Sekidera - 3
    Semimaru - Semimaru - 4
    Shakkyo - Каменный мост - 5
    Shojo - Пьянствующий эльф - 5
    Sotoba Komachi - Komachi на кладбище - 3
    Takasago - На Takasago - 1
    Tsunemasa (経政) - Tsunemasa - 2
    Yorimasa - Yorimasa - 2
    Yuya - Yuya - 3

    Костюмы и маски
    Одежды актёров, как правило, богато украшена различными символами, экстравагантна для shite и куда более скромна для tsure, wakizure и aikyogen. Музыканты и хор носят формальное чёрное кимоно с пятью родовыми эмблемами и хакама, а обслуживающий персонал носит неприметные чёрные одежды.

    Как правило, носит маску shite, но в некоторых случаях её может надеть и tsure, особенно в случае исполнения женских ролей. Также используются маски стариков и детей, чертей, животных или богов. Актёр Но, не носящий маску, играет роль взрослого человека в возрасте от 20 до 40 лет. Waki может маску как надевать, так и нет.

    Некоторые маски, особенно для женских ролей, устроены таким образом, что могут отражать эмоции персонажа. Это зависит от угла, под которым маска на лице актёра находится по отношению к аудитории, а также разницы в освещении. Более экстравагантные маски, такие как маски богов и чудовищ, не в состоянии передать эмоции и актёрам приходится прибегать к демонстрации их посредством телодвижений.
    aleit.ru_for_content_Noh_Noh4.jpg


    Сцена театра Но
    Традиционно внутри театр Но представляет собой павильон, выполненный из дерева hinoki и стилизованный под храмовое убранство. По углам расположены четыре колонны, названные в зависимости от обыгрываемого возле них действия пьесы. На рисунке под номером 13 находится metsuke-bashira, или «колонна поиска», которая названа так потому, что возле неё встречаются исполнители главных ролей. В правом дальнем углу, рядом с флейтистом располагается колонна fue-bashira (15). В ближнем правом углу располагается колонна waki-bashira (14), рядом с которой находится место помощника исполнителя главной роли. И, наконец, в левом дальнем углу располагается shite-bashira (12), рядом с которой обычно выступает shite. Также на рисунке цифрами обозначены следующие позиции:

    1. hashigakari;
    2. место игры kyogen;
    3. обслуживающий персонал;
    4. taiko (барабан зажат между коленей);
    5. otsuzumi (барабан держится на плече);
    6. kotsuzumi (барабан держится у пояса);
    7. флейтист;
    8. хор;
    9. место сидения waki;
    10. место игры waki;
    11. место игры shite.

    aleit.ru_for_content_Noh_Noh9.jpg

    Пол сцены отполирован для того, чтобы актёры могли легко по нему скользить, а под полом находятся огромные горшки, усиливающие резонанс, когда актёры с силой топали по нему. В результате сцена возвышалась над землёй примерно на 1 метр. Задняя часть сцены украшена изображением сосны. На этот счёт существует несколько мнений, но отдельно стоит выделить два из них: согласно первому убеждению орнамент сцены представляет собой знаменитую сосну из храма Касуга в Наре, а согласно второму – это изображение относит зрителей к тем временам, когда пьесы Но игрались в природных условиях.

    Ещё одной особенностью сцены театра Но является hashigakari – узкий мостик, ведущий на сцену, который впоследствии превратится в hanamichi в театре Кабуки.