Наверное все обращали внимание, что когда обращаются к кому-нибудь по имени зачастую употребляют после имени суффикс кун, чан, сан и другие. Иногда еще бывает сенпай. Дак вот вопрос, что они означают: В большинстве когда произносят суффикс "чан" обращаются к девушке, "кун" - к парню, когда говорят "сенпай" обычно обращаются к учителям, родителям и проч., и я так понялa, что это у японцев что-то вроде выражения уважения, что-то вроде того что мы к взрослым обращаемся на "вы". Но далеко не всегда сохраняются такие закономерности. Каждый из них повествует об уважении к человеку. -кун - довольно фамильярная приставка, ее чаще употребляют, обращаясь к близким друзьям, сверстникам. -чан - уважительная к тем, кто младше тебя, иногда бывают исключения, дети обращаются к старшим сестрам, братьям, приставляя -чан, это показывает то, что они очень близки. -сан - самая распространенная, когда ты обращаешься к знакомым, с большим уважением, по-типу нашего "уважаемый тот-то". -сенпай - к людям, кто либо работает в сфере услуг ( доктор, учитель и т.д. ), либо к старшеклассникам. -сенсей - так же учитель -сама - предельно уважительная приставка, когда ты хочешь выразить то, что ты относишься к человеку, как чуть ли не к божеству.
В японском языке существует целый набор так называемых именных суффиксов, то есть, суффиксов, добавляемых в разговорной речи к именам, фамилиям, прозвищам и другим словам, обозначающим собеседника или третье лицо. Они используются для обозначения социальных отношений между говорящим и тем, о ком говорят. Выбор суффикса определяется характером говорящего (нормальный, грубый, очень вежливый), его отношением к слушателю (обычная вежливость, уважение, заискивание, грубость, высокомерие), их положением в обществе и ситуацией, в которой происходит беседа (один на один, в кругу близких друзей, между коллегами, между незнакомыми людьми, на людях). Далее следует список некоторых из этих суффиксов (в порядке возрастания "уважительности") и их обычные значения. - тян (chan) - Близкий аналог "уменьшительно-ласкательных" суффиксов русского языка. Обычно используется по отношению к младшему или низшему в социальном смысле, с которым складываются близкие отношения. В использовании этого суффикса чувствуется элемент "сюсюканья". Обычно используется при обращении взрослых к детям, парней к любимым девушкам, подружек друг к другу, маленьких детей друг к другу. Употребление этого суффикса по отношению к не очень близким людям, равным говорящему по положению, - невежливо. Скажем, если парень так обращается к ровеснице, с которой не "крутит роман", то он проявляет некорректность. Девушка, обращающаяся так к парню-ровестнику, с которым не "крутит роман" - в сущности, хамит. - кун (kun) - Аналог обращения "товарищ". Чаще всего используется между мужчинами или по отношению к парням. Указывает, скорее, на некоторую "официальность", тем не менее, близких отношений. Скажем, между однокласниками, партнерами или приятелями. Также может использоваться по отношению к младшим или низшим в социальном смысле, когда на этом обстоятельстве не нужно заострять внимание. - ян (yan) - Кансайский аналог "-тян" и "-кун". - пён (pyon) - Детский вариант "-кун". - тти (cchi) - Детский вариант "-тян" (ср. "Тамаготти"). - без суффикса - Близкие отношения, но без "сюсюканья". Обычное обращение взрослых к детям-подросткам, друзей друг к другу и т.д. Если же человек вообще не пользуется суффиксами, то это явный показатель грубости. Обращение по фамилии без суффикса - признак фамильярных, но "отстраненных" отношений (характерный пример - отношения школьников или студентов). - сан (san) - Аналог русского "господин/госпожа". Общее указание на уважительное отношение. Часто используется для общения с незнакомыми людьми, или когда все остальные суффиксы не подходят. Используется по отношению к старшим, в том числе к старшим родственникам (братьям, сестрам, родителям). - хан (han) - Кансайский аналог "-сан". - си (shi) - "Господин", используется исключительно в официальных документах после фамилии. - фудзин (fujin) - "Госпожа", используется исключительно в официальных документах после фамилии. - кохай (kouhai) - Обращение к младшему. Особенно часто - в школе по отношению к тем, кто младше, чем говорящий. - сэмпай (senpai) - Обращение к старшему. Особенно часто - в школе по отношению к тем, кто старше, чем говорящий. - доно (dono) - Редкий суффикс. Уважительное обращение к равному или высшему, но незначительно отличающемуся по положению. В настоящее время считается устаревшим и практически не встречается в общении. В древности активно использовался при обращении самураев друг к другу. - сэнсэй (sensei) - "Учитель". Используется по отношению к собственно учителям и преподавателям, а также к врачам и политикам. - сэнсю (senshu) - "Спортсмен". Используется по отношению к известным спортсменам. - дзэки (zeki) - "Борец сумо". Используется по отношению к известным сумоистам. - уэ (ue) - "Старший". Редкий и устаревший уважительный суффикс, использующийся по отношению к старшим членам семьи. Не используется с именами - только с обозначениями положения в семье ("отец", "мать", "брат"). - сама (sama) - Наивысшая степень уважения. Обращение к богам и духам, к духовным авторитетам, девушки к возлюбленному, слуг к высокородным хозяевам, и т.д. На русский примерно переводится как "уважаемый, дорогой, досточтимый". - дзин (jin) - "Один из". "Сая-дзин" - "один из Сая". - тати (tachi) - "И друзья". "Гоку-тати" - "Гоку и его друзья". - гуми (gumi) - "Команда, группа, тусовка". "Кэнсин-гуми" - "Команда Кэнсина"
Группа со значением "Я" Ватаси (Watashi) - Вежливый вариант. Рекомендуется для использования иностранцами. Обычно используется мужчинами. Нечасто используется в разговорной речи, поскольку несет оттенок "высокого стиля". Атаси (Atashi) - Вежливый вариант. Рекомендуется для использования иностранцами. Обычно используется женщинами. Или геями. Не используется при общении с высокопоставленными личностями. Ватакуси (Watakushi) - Очень вежливый женский вариант. Васи (Washi) - Устаревший вежливый вариант. Не зависит от пола. Вай (Wai) - Кансайский аналог "васи". Боку (Boku) - Фамильярный молодежный мужской вариант. Женщинами используется редко, в этом случае подчеркивается "неженственность". Используется в поэзии. Орэ (Ore) - Не очень вежливый вариант. Чисто мужской. Типа, крутой. Орэ-сама (Ore-sama) - "Великий Я". Редкая форма, крайная степень хвастовства. Дайко или найко (Daikou/Naikou) - Аналог "орэ-сама", но несколько менее хвастливый. Сэсся (Sessha) - Очень вежливая форма. Обычно использовалась самураями при обращении к своим господам. Хисё (Hishou) - "Ничтожный". Очень вежливая форма, ныне практически не используется. Гусэй (Gusei) - Аналог "хисё", но несколько менее уничижительный. Ойра (Oira) - Вежливая форма. Обычно используется монахами. Тин (Chin) - Специальная форма, которую имеет право использовать только император. Варэ (Ware) - Вежливая (формальная) форма, переводится как "[я/ты/он] сам". Используется, когда нужно особенно выразить важность "я". Скажем, в заклинаниях ("Я заклинаю"). В современном японском в значении "я" используется редко. Чаще используется для образования возвратной формы, например, - "забыв о себе" - "варэ во васурэтэ". [Имя или положение говорящего] - Используется детьми или при общении с ними, обычно в семье. Скажем, девочка по имени Ацуко может сказать "Ацуко хочет пить". Или ее старший брат, обращаясь к ней, может сказать "Брат принесет тебе сок". В этом есть элемент "сюсюканья", но такое обращение вполне допустимо. Группа cо значением "Мы" Ватаси-тати (Watashi-tachi) - Вежливый вариант. Варэ-варэ (Ware-ware) - Очень вежливый, формальный вариант. Бокура (Bokura) - Невежливый вариант. Тохо (Touhou) - Обычный вариант. Группа cо значением "Ты/Вы": Аната (Anata) - Общий вежливый вариант. Также обычное обращение жены к мужу ("дорогой"). Анта (Anta) - Менее вежливый вариант. Обычно используется молодежью. Легкий оттенок неуважения. Отаку (Otaku) - Буквально переводится как "Ваш дом". Очень вежливая и редкая форма. Из-за ернического использования японскими неформалами по отношению друг другу закрепилось второе значение - "фэн, псих". Кими (Kimi) - Вежливый вариант, часто между друзьями. Используется в поэзии. Кидзё (Kijou) - "Госпожа". Очень вежливая форма обращения к даме. Онуси (Onushi) - "Ничтожный". Устаревшая форма вежливой речи. Омаэ (Omae) - Фамильярный (при обращении к недругу - оскорбительный) вариант. Обычно используется мужчинами по отношению к социально младшему (отец к дочери, скажем). Тэмаэ/Тэмээ (Temae/Temee) - Оскорбительный мужской вариант. Обычно по отношению к врагу. Нечто вроде "ублюдок" или "сволочь". Онорэ (Onore) - Оскорбительный вариант. Кисама (Kisama) - Очень оскорбительный вариант. Переводится c точками. Как ни странно, буквально переводится как "благородный господин".
Меня коробит от того, что некоторые люди, не зная японского пишут "СеМпай" а не сенпай. Мне приходится всегда их поправлять. Это бесит. В японском языке единственная согласная буква без гласной это Н. Плюс редукция.
Жаль огорчать,но именно сеМпай правильный вариант ибо в японском Н перед буквами из рядов ХА,БА,ПА,МА читается как М. Насчет суффиксов добавлю: -кун иногда употребляется по отношению к девушкам когда невозможно употребить другие суффиксы,например учитель к девушке-ученице.
IceFear, угу, режет слух. Rain, одно дело как читается, а другое - как пишется. Хотя я хз как на киридзи правильно. Selestin, меня так вообще бесит, когда люди используют японские слова в речи и письме (причем зачастую они пишут и произносят неправильно) Не знаю чо они хотят этим сказать. То ли показать какие они "умные", или какие они "тру анимешники". Но смысла поправлять их нет, так что я просто не обращаю внимание и стараюсь свести общение с такими людьми к минимуму. Чего и вам желаю
Selestin, в слове сэмпай сонарная фонема ん при транскрибировании на киридзи становится "м". Я бы обратил внимание на то, что "э" заменяют "е" - вот это действительно ошибка. А редукция видимо была приписана тобой по незнанию. IceFear, Ubububu, и чем же вас не устраивает система Поливанова? )
Тян, конниТива, йороСику итд итп выглядит просто убожески, Хэпберновская транслитерация куда правильней показывает произношение, хоть и не русская
В средине двадцатого века в период до американской оккупации японское правительство признало систему Хэпбёрна несостоятельной - это первое. Второе, ромадзи Хэпбёрна фактически является транслитерацией на английский, можно условно её назвать америкадзи, так зачем же использовать заимствованную систему, если у нас есть родная система? И, наконец, киридзи гораздо глубже способно конвертировать японские слова. Разберём на примерах: ти гораздо ближе к ち, нежели английский твёрдый chi; английская r вообще категорически не соответствует японскому аналогу. У нас есть буква ц, благодаря которой слог つ записывается как цу, а не англ. tsu. Если же сравнивать ряд shi - し - си, то наше си по шкале шепелявости даже ближе чем англ. shi.
Ryofu, вот если бы несостоятельность системы Хэпберна признали лингвисты - другое дело. А правительство из политических соображений может признать что угодно. Чтобы для себя убедится в несостоятельности системы Поливанова, мне было достоточно посмотреть любое аниме и сравнить, как говорят герои и что нам предлагает система Поливанова. Уж они точно никогда не говорят суСИ.
Void, равно как они и не говорят sushi. Нужно различать транслитерацию от произношения. Несостоятельность ромадзи Хэпбёрна была обусловлена прагматизмом, а не политическими побуждениями. Добавлено через 10 минут И важно ещё различать, что несостоятельна она только для Японии, разумеется, для англоязычных стран она верна.
Ryofu, мы никогда не узнаем, чем она была обусловлена, но одним прагматизмом здесь явно не обошлось. Лично я не имею ничего против системы Поливанова, просто я неприемлю киридзи вцелом. Это мое личное мнение, которое я никому навязывать не собираюсь ЗЫ Надо переходить на Kunrei-shiki. По крайней мере оно стандартизировано ISO и Японским правительством.
Void, твоя неприемлемость основана лишь на некомпетентности, если детально заняться данным аспектов, то ты также будешь придерживаться киридзи. (= Японцы отказались от Хэпбёрн-ромадзи по единственной причине - из-за склонения государственного ромадзи в английскую фонетику. Кому как удобней, а вообще нужно пользоваться каной. (=
Ryofu, я давно заметил, что для тебя существует лишь твоя точка зрения, а любое инокомыслие расценивается тобой как некомпетентность. Твое право так считать, я же останусь при своем мнении о киридзи. Доказывать мне что-либо - бесполезно Может закончим этот оффтоп? И кстати надо подумать, как бы эту информационную кашу разгрести и засунуть ее отдельно. А то раздел вроде как обсуждения, но непонятно чо хотел обсудить автор, когда выложил сюда этот копипаст
Void, на самом деле всё дело в уровнях перцепции. Притом, что на данные вопросы наука уже дала ответы и точки зрения не имеют никакой роли, если только они не способны противостоять огромной среде убеждённых японистов. Я лишь отстаиваю общепризнанные значения.