Города Японии))

Тема в разделе "Япония", создана пользователем Мидори, 14 июл 2008.

  1. Токио

    af3.rimg.info_1463738_704c1725cffba188f8bb531f849f7568_1.jpg

    Хотя район Токио населяли племена ещё в Каменном веке, активную роль в истории город стал играть сравнительно недавно. В XII веке местным воином Эдо Таро Сигенадой здесь был построен форт. Согласно традиции, имя Эдо он получил по месту проживания («вход в залив»). В 1457 году Ота Докан, правитель области Канто при японском сёгунате, построил замок Эдо. В 1590 году им завладел Иэясу Токугава, основатель клана сёгунов. Таким образом, Эдо стал столицей сёгуната, имперской столицей же оставался Киото. Иэясу были созданы долговременные институты управления. Город быстро рос и к XVIII веку стал одним из крупнейших городов мира. В 1615 году армии Иэясу уничтожили своих противников — клан Тоётоми, получив тем самым, абсолютную власть на протяжение около 250 лет.

    В результате реставрации Мэйдзи в 1868 году сёгунату пришёл конец, в сентябре император Муцухито перенес сюда столицу, назвав её «Восточная столица» — Токио. Это породило дебаты, может ли Киото по-прежнему оставаться столицей. Во второй половине XIX века стала бурно развиваться промышленность, затем и судостроение. В 1872 году построена железная дорога Токио—Иокогама, в 1877 — Кобэ—Осака—Токио.

    До 1869 года город назывался Иеддо.

    1-го сентября 1923 года в Токио и окрестностях произошло крупнейшее землетрясение (7—9 баллов по шкале Рихтера). Почти половина города была разрушена, разразился сильный пожар. Жертвами стали около 90 000 человек. Хотя план реконструкции оказался очень дорогим, город стал частично восстанавливаться. Город вновь серьёзно пострадал во время Второй Мировой войны. Город подвергался массированным воздушным атакам. Только при одном рейде погибли более 100 000 жителей. Множество деревянных строений сгорело, пострадал старый Императорский дворец. После войны Токио был оккупирован военными, во время Корейской войны он стал крупным военным центром. Здесь по-прежнему остались несколько американских баз.

    В середине XX века в экономике страны стала стремительно возрождаться (что было охарактеризовано как «Экономическое чудо»), в 1966 году она стала второй крупнейшей экономикой в мире. Возрождение от военных травм доказало проведение в Токио в 1964 году Летних Олимпийских игр, где город выгодно показал себя на международной арене. С 70-х годов Токио захлестнула волна рабочей силы из сельских районов, что повлекло за собой дальнейшее развитие города. К концу 80-х годов он стал одним из самых динамически развивающихся городов на Земле. 20 марта 1995 года в токийском метро произошла газовая атака с использование зарина. Теракт проведён религиозной сектой Аум Синрикё. В результате пострадало свыше 5 000 человек, 11 из них погибло.

    Сейсмическая активность в районе Токио привела к началу дискуссий о переносе столицы Японии в другой город. Названы трое кандидатов: Насу (300 км к северу), Хигасино (недалеко от Нагано, центральная Япония) и новый город в провинции Миэ, недалеко от Нагои (450 км западнее Токио). Уже получено решение правительства, хотя более никаких дальнейших действий не предпринимается.

    Гифу

    Префектура Гифу находится в самом центре Японии. Это довольно большая по территории префектура с населением более 2 млн. человек. Основные виды индустрии: сельское хозяйство и изготовление острорежущих предметов из стали.
    Изначальное название префектуры – провинция Мино, которая была известна богатой землей с хорошими урожаями, реками, полными рыбы, особенно местной форели, а также мастерами по строительству прочных, комфортных сооружений и выковке превосходных мечей. Географическое расположение провинции позволило ей очень быстро достичь процветания. Река Нагарагава, которая протекает практически по самому центру префектуры, давала местным жителям возможность заниматься торговлей, продавая здешние изделия и продукты питания как на запад Японии (Нагоя, Киото, Осака), так и на восток (Эдо). Купцы Мино достигли в в этом таких высот, что на протяжении многих лет провинцию не касались никакие войны и распри, так как в нужный момент они всегда знали, сколько и какому из соседних феодалов необходимо поставить товара, чтобы избежать конфликтных ситуаций. До сих пор считается, что выходцы из Гифу обладают талантом ведения прибыльных дел. Тем не менее, из-за все-того же географического положения в последствии провинция Мино стала центром бурных исторических событий. В эпоху междоусобных войн даже возникла следующая поговорка: «Кто покорит Мино – покорит всю Японию». Именно отсюда начал объединение страны один из известнейших сёгунов – Ода Нобунага. Он не только проживал в замке Гифу, но и активно использовал местных ремесленников в воинских целях. Например, Нобунага прославился таким способом покорения замков как «Мидзу-дзэмэ» - атака водой. Дело в том, что в Гифу протекает три больших реки: Нагарагава, Кисогава и Ибигава, которые после сильных дождей имеют особенность выходить из берегов и затапливать близлежащие поселения. Жители провинции научились выкапывать специальные каналы и «управлять» течением реки, что позволяло им обезопасить себя от разгула стихии. Ода Нобунага включил в свои отряды многих мастеров отвода рек. Во время осады враждебного замка (а замки в это время строились как правило недалеко от рек и озер), умельцы Мино прорывали специальные каналы и затопляли всю территорию крепости, лишая тем самым вражеский лагерь продовольствия и рассеивая страх и панику.


    Исэ

    Исэ - небольшой городок, расположенный в трехстах километрах к западу от Токио. Комплекс храмов Исэ дзингу является важнейшим религиозным центром страны, хранилищем синтоистских сокровищ, объектом массового паломничества. Именно здесь расположены самые древние и великие синтоистские святилища, с которыми связана история, духовная и культурная жизнь японского народа.
    Природная красота этих мест поражает. Поросшие густой зеленью холмы, нетронутые леса. Согласно легенде, в начале первого тысячелетия император Суйнин попросил свою дочь, предназначенную в жрицы главной богини синтоистского пантеона Аматэрасу, подыскать место для устройства святилища этой богини. Аматэрасу Омиками ("Великая, священная богиня, сияющая на небе"), в японской мифологии богиня солнца и прародительница японских императоров, глава пантеона синтоистских богов. Как утверждают древние рукописи, принцесса Яматохимэ, дочь императора Суйнина, путешествовала по стране в поисках места, где можно было бы хранить священное бронзовое зеркало (ята-но кагами), доставшееся императорскому роду от богини Аматэрасу. И вот, побывав в Исэ, принцесса услышала голос Аматэрасу. Богиня повелевала построить храм на этом месте. Сама Яматохимэ стала первой жрицей нового храма. Начало строительства храма в Исэ относят к III веку.
    Комплекс состоит из двух групп храмов - Гэку (Внутренние) и Найку (Внешние). Более древние Гэку расположены в самом центре городка Исэ. Храмовые постройки разбросаны по территории прекрасного парка. К основному храму Аматэрасу ведет длинная аллея вековых криптомерий, на которой установлено несколько огромных ворот - тории. Гэку - императорский храм, где монарх как первосвященник синто совершает важнейшие религиозные обряды (в частности, перед своей коронацией император Акихито провел здесь ночь, в одиночестве общаясь с родоначальницей). Здесь хранится один из символов императорской власти - зеркало, которое считается воплощением души Аматэрасу.
    У подножия горы Симадзи, в 6 километрах от Гэку, был возведен Найку, посвященный божеству 5 злаков - Тоёукэ-оками. В нынешнем виде он был восстановлен по древним чертежам в 1744 г. Чтобы достичь Найку, нужно было пройти под внешними воротами-тории, пересечь каменный мостик над рекой Исудзу и вновь пройти под тории на другом берегу. Там находился выдолбленный из камня бассейн с водой, которой надо было омыть руки и прополоскать рот в знак очищения перед богами.
    Внутренний и Наружный храм почитаются за святые места и закрыты для обычных людей. Можно только стоять за четырьмя рядами параллельных заборов и всматриваться в крыши главных святилищ.
    По своей архитектуре комплекс Исэ дзингу очень прост, но суров и значителен. Основные строения Гэку и Найку - это стоящие на мощных сваях небольшие четырехугольные здания из некрашеных, но тщательно обработанных бревен кипариса, покрытые толстой соломенной двускатной кровлей, по коньку которой идут толстые перекрещенные балки. Глядя на них, невольно поддаешься очарованию простоты и величия.
    Начиная с VII в. каждые двадцать лет Исэ дзингу становится местом проведения красочных церемоний, именуемых Сикинэн сэнгу. Раз в 20 лет главных богов религии синто, обитающих в храмах Исэ, из старых храмов переносят в новые, только что построенные по образцу старых.
    В этом, на первый взгляд парадоксальном, деянии скрыт большой смысл. Здание в том виде, как оно было построено, всегда находится в гармонии с окружающей природой. Храм всегда и древен и нов, это начало начал японской культуры, и каждый японец видит его таким, каким он был изначально.
    Впрочем, вызвано это не только сугубо божественными обстоятельствами. Храмы Исэ, точно так же, как и многие другие святилища синтоизма, возводятся из дерева. За два десятилетия солнце, ветер, дожди, тайфуны наносят невосполнимый ущерб храмовым постройкам. К тому же жрецы требуют периодического очищения храмов от заносимых извне грязи и скверны. Короче говоря, каждые 20 лет обитатели святилищ Исэ дзингу вынуждены перебираться на новое место.
    Традиция этих важнейших синтоистских церемоний насчитывает уже 13 веков. Первая церемония Сикинэн сэнгу была проведена еще в 690 г. при императрице Дзито. С тех пор 20-летняя последовательность нарушалась только дважды: между 1443 и 1585 гг., когда страну сотрясали междоусобные войны, и в годы второй мировой войны.
    Последняя церемония Сикинэн сэнгу произошла в 1993 году, так что следующая намечена на 2013 год.

    Йокогама

    [​IMG]

    Город Йокогама расположен в тридцати с небольшим километрах к юго-западу от Токио. Это самый крупный японский порт и столица внешней торговли. Отличительными чертами его являются архитектура "22 века" и бешеный, даже по японским меркам, ритм жизни. В стране его уважительно величают "городом, который никогда не спит". Здесь чрезвычайно высокая плотность населения и огромное количество автомашин, что негативно сказывается на чистоте местного воздуха. Стоит отметить, что история города довольно трагична - довольно часто он разрушался до основания землетрясениями, при которых погибали местные жители. Путешественникам обязательно стоит взглянуть на ландшафтный парк и музей под открытым небом Санкэйэн, в котором демонстрируются образцы традиционных деревянных японских зданий, храмов и жилых домов. Также стоит посетить, парк Ямашита, соединяющий берега залива мост Бей-Бридж, небоскреб Лэнд-Тауэр высотою 296 м, и международный деловой и культурный центр Минато-Мирай-21 ("Порт Будущего-21"). Иседзаки-Чо - самый крупный и известный коммерческий и развлекательный квартал города. Любителям водных развлечений интересен будет аквапарк Хаккейдзима с "Островом развлечений" и Морским музеем.

    Близость к Токио превратила этот огромный город с населением 3,3 млн. жителей и по площади занимающий пятую часть территории префектуры, с одной стороны, в спальный район столицы, а с другой — в огромный резервуар рабочей силы для всего прилегающего региона Канто. В Йокогаме обосновались штаб-квартиры и крупнейшие отделения известных промышленных, финансовых и торговых фирм. Здесь довольно велика прослойка иностранцев. Эта тенденция наметилась еще в июне 1859 года, когда после 250 лет добровольной изоляции от внешнего мира японское правительство разрешило иностранным торговым судам заходить в Йокогаму. Подобному решению поспособствовало появление за несколько лет до этого в проливе Урага военной флотилии США под командованием коммодора Мэтью Перри. Аргументы американского флотоводца, вернее, палубной артиллерии его «черных кораблей», были весьма убедительны, и в марте 1854 года в Канагаве, как тогда называлась Иокогама, был заключен американо-японский договор, дававший огромные преимущества торговцам из США. В этом рыбацком городке с населением 28 тысяч человек обосновался американский консул, а вслед за ним — представители торговых фирм. Местные жители перестали шарахаться от иностранцев, за общение с которыми в недавнем прошлом любому японцу грозила смертная казнь. Вскоре аналогичные договоры были заключены и с европейскими державами, в том числе и с Россией.

    Постепенно в городке образовался иностранный сеттльмент из нескольких жилых кварталов. Город тогда делился на две части — Каннай (внутри барьера) и Кангай (за барьером). Имелось в виду ограждение сеттльмента. Иокогама теряла свою узкую рыболовную специализацию и превращалась в торговый порт по экспорту шелка, чая и по импорту хлопка, шерстяных изделий.

    Именно здесь, в Иокогаме, в 1864 г. увидела свет первая японоязычная газета страны — «Кайгай симбун». Поэтому Иокогаму нередко именуют Меккой японской журналистики.

    Жители Иокогамы первыми в стране опробовали и переняли такие западные городские инфраструктуры, как электрическое освещение, железнодорожное сообщение, телефонная связь и современная система водоснабжения. Первые парикмахерские и фотостудии, явившиеся открытием для страны, только что вышедшей из феодальной изоляции, появились также в Иокогаме.

    Поэтому с полным основанием можно говорить, что Иокогама стал колыбелью современной Японии.

    Разраставшийся быстрыми темпами город сильно пострадал 1 сентября 1923 года от мощного землетрясения. Тогда в Иокогаме было разрушено 60 тысяч домов и более 20 тысяч жителей погибло. Только через шесть лет удалось восстановить прежний облик города. К 1943 году его население достигло 1,2 млн. человек. И вновь Иокогаму настиг разрушительный удар. В майские дни 1945 года американские бомбардировщики уничтожили 42% городской застройки. Город вновь лежал в дымящихся руинах. Но на этом военные проблемы Иокогамы не закончились. После капитуляции Японии этот город стал основной базой американских оккупантов. 90% портовых сооружений и 27% сохранившихся домов, в том числе все мало-мальски большие здания, были реквизированы американскими военными. Это в значительной степени задержало процесс послевоенного восстановления города, его порта и промышленности.

    Лишь в 1952 году, после подписания Сан-Францисского мирного договора, город освободился от жесткой хватки американской военной администрации. Основная военно-морская база США была сосредоточена в соседнем портовом городке Иокосука. А Иокогама стала ускоренными темпами восстанавливать свою инфраструктуру, расширять дороги, модернизировать портовое хозяйство. За шесть лет — с 1962 г. по 1968 г. — население города выросло с 1,5 до 2 млн. человек, а еще через 10 лет превысило 2,7-миллионную отметку.

    Все большее количество зарубежных фирм переносит свои японские штаб-квартиры из Токио в Йокогаму. Среди них такие гиганты, как ITT, KODAK, UNION CARBIDE. В правительственных кругах Японии сейчас все чаще заговаривают о конце «токийской эры», о необходимости переноса столицы в другое место. И вполне естественно, что привлекательность Иокогамы в связи с этим с каждым годом увеличивается.

    Кавасаки

    alh5.ggpht.com__uqRPUHYFzgQ_SEszKV90xfI_AAAAAAAAAYY_Z6_EHG__6Sw_IMG_2111.jpg

    Кавасаки – красивый японский город, исторический и культурный центр. Несмотря на то, что город бережно хранит историческое наследие и традиции, Кавасаки стал по настоящему современным индустриальным городом. В Кавасаки находится один из крупнейших портов Японии, сосредоточены предприятия судостроительной, автомобильной, электромашиностроительной, сталелитейной, химической отраслей промышленности.

    Всего в городе проживает около миллиона жителей.

    Одна из самых значимых достопримечательностей города – музей традиционной архитектуры под открытым небом Нихон Минка-эн. Создаваться музей начал ещё в далёком тысяча девятьсот шестьдесят пятом году. Тогда сюда перевезли двадцать три здания, включая древний храм, провинциальный филиал театра Кабуки, мельницу, сельский дом. По большей части экспонаты музея относятся к эпохе Эдо, которая длилась между тысяча шестьсот третьим и тысяча восемьсот шестьдесят седьмым годами.

    Очень красива природа в окрестностях Кавасаки. Вместе с благоприятным климатом она создаёт идеальные условия для отдыха.


    Камакура

    [​IMG]
    Камакура На поезде из Токио в этот небольшой городок на Тихоокеанском побережье можно добраться примерно за час. «Есть что-то такое в Камакура, что заставляет жить достойно и честно». На территории религиозных святынь Камакура Вас увлечет традиционная красота Японии – медные крыши цвета морской волны, ярко-красные ворота (тории) и многое другое. Вы увидите символ города – статую Великого Будды, посетите храм Цуругаока Хатимангу, пройдете под красными воротами (тории) храма Сааукэ Инари, расположенными очень близко друг к другу и создающими удивительную загадочную атмосферу. А в пещере храма Дзэниарай Бэнтэн есть источник, в котором по поверью достаточно помыть деньги – и как с неба свалится вдвое больше. Волны двух длинных песчаных пляжей, Ситири-га-хама и Юй-га-хама, привлекают сёрфингистов в течение всего года. На море и на холмах немало достойного восхищения и изумления.
    Камакура Камакура — один из самых древних городов Японии, был основан в 1192г. Официально этот небольшой и, по нынешним представлениям, сугубо курортный городок никогда не принимал на себя столичных функций. Ведь единственным и бесспорным признаком главного города империи считается наличие там императорского дворца со всем сонмом придворных вельмож и чиновничества. Но все-таки было время в истории Японии, когда именно в Камакуре сходились все нити государсвенной власти. Это был не просто нервный узел страны, но город, определявший темп и направление ее жизни. Поэтому, рассказывая о древних столицах Страны восходящего солнца, нельзя обойти молчанием Камакуру. Город с трех сторон окружен лесистыми горами, а с юга выходит на залив Сагами. Климат Камакуры мягок. Это идеальный зимний и летний курорт. Каждый сезон имеет свое очарование.
    Камакура Основателем Камакуры является Минамото-но Ёритомо. 1180 г. он привел в Камакуру свои войска и сделал ее своей резиденцией. В 1192 году полководец Минамото Ёритомо, только что получивший за свои победы звание генералиссимуса (сёгуна), решил принять на себя руководство страной. Отстранив от реальной власти императорский двор, пребывавший в Киото, он основал свою ставку далеко на северо-востоке в маленькой и ничем не примечательной до того времени рыбацкой деревушке Камакура. Выбор был обусловлен уникальными стратегическими особенностями местности. Горы со всех сторон обступали деревушку, являясь естественным труднопреодолимым барьером для многочисленных врагов Минамото. С 1192-го по 1333 г. Камакура была политическим центром страны, главным опорным пунктом набиравшего силу военного сословия — самураев. Суровые воины по своим религиозным, философским и культурным воззрениям во многом отличались от изнеженной дворцовой знати. Это нашло отражение в архитектуре и оформлении храмов, которых и по сей день в Камакуре сохранилось немало. После падения Камакурского сёгуната, просуществовавшего с 1185-го по 1333 г., бывшая столица пришла в запустение и превратилась в обычную деревню, и только в эпоху Мэйдзи началась ее новая жизнь, после того как она стала привлекать художников и писателей. Сегодня в Камакуре проживает 174 тыс. чел. и ежегодно приезжает 20 млн. туристов.
    Древние правители Камакуры покровительствовали религии и искусству, приглашали известных китайских монахов. Считается, что первым здешним храмом является Сугимото-дэра, основанный в 734 г. Всего же сегодня в Камакуре насчитывается 176 синтоистских и буддистских храмов.

    Киото

    [​IMG]

    Столица государства с 794г. до начала XVII века, нынешний Киото - крупный город с населением около 2 млн. человек, сохранивший притягательную атмосферу затаившейся старины. На этой земле сохранились до наших дней около 1600 буддийских и 600 синтоистских храмов. Всемирно известный: Золотой павильон Кинкакудзи - воплощение изысканной строгости, отраженной в озере-зеркале, окруженном садом, созданным в 14 веке, сад камней храма Рёандзи - камерность ансамбля которого, включает веранду дома настоятеля, откуда и созерцают на садовую композицию, по-своему помогает человеку ощутить индивидуальную связь с этой своеобразной философской концепцией познания Истины, "Храм чистой воды" - Киёмидзудэра, омовение на ритуальном водопаде сулит Вам просветление души, а дух богини Каннон принесет чувство покоя и умиротворения, Сандзюсангэндо - храм богини Каннон, 100 лет потребовалось мастерам, чтобы завершить грандиозный труд над храмом заступнице, спасительнице от смут, разбойников, различных наказаний, от ненависти и глупости.
    КИОТО - древняя столица Японии, ныне административный центр префектуры Киото. Население - 1960 тыс. человек.
    В октябре 794 г. император Камму и наследный принц въехали в новую столицу, названную Хэйан(кё), что означает "город мира и спокойствия". До этого столица находилась в городе Нагаока, но дворцовые интриги, в результате которых было совершено политическое убийство, побудили двор поменять место своего пребывания - император и его окружение посчитали, что город осквернен пролитой кровью. Для строительства новой столицы была выбрана деревня Уда в уезде Кадоно. Деревня располагалась в живописной долине среди гор, строительные работы начались в 793 г. Японский императорский двор тогда во всем следовал китайским образцам, и новую столицу построили на китайский манер - улицы пересекались под прямым углом.
    Город постепенно расширялся и застраивался дворцами, храмами, монастырями, туда стекался и ремесленный люд. Предприимчивые торговцы открывали там свои лавки и меняльные конторы.
    Киото с древнейших времен являлся культурным центром страны, не утратил он этой роли и сейчас. Будучи столицей страны, местом пребывания японского императора и придворной аристократии, город стал средоточием талантов: известнейшие художники, поэты, писатели, а также люди других творческих профессий стремились поселиться здесь. С XIII в. город выступал и как религиозный центр, различные буддийские школы имели свои главные храмы в Киото или в непосредственной близости от города.
    Современный Киото являет собой историческую книгу со множеством иллюстраций. И нет, пожалуй, лучшего места для желающего подробно познакомиться не только с историей Японии, но и с ее культурой, религией, традициями, ремеслом, архитектурой. В Киото древние памятники как бы перемешаны с современными сооружениями.
    Самыми популярными достопримечательностями Киото являются храмы Киёмидзу, Золотой и Серебряный павильоны, сад камней при храме Рёандзи, сёгунский замок Нидзё, старый императорский дворец Госё.


    Мацусима

    В дословном переводе Мацусима — Сосновые острова. И это название соответствует истине. Вся поверхность врезавшегося в сушу 14-километрового залива Мацусима покрыта бесчисленными мельчайшими островками, заросшими соснами, сохраняющими пышность в любое время года. Общая картина напоминает собой классический японский сад с водоемом, сформированный руками талантливого мастера. Сценическая красота природы дополнена изящными храмами, беседками. Недаром местное побережье считается одним из трех наиболее красивых мест Японии. Разработан специальный маршрут «Четыре великих вида Мацусимы». Не обойдите вниманием чайный домик Канрантэй (Kanrantei), расположенный в нескольких минутах ходьбы от пристани Мацусима Кайган (Matsushima Kaigan). Это архитектурное сокровище было перевезено в Мацусиму из Киото как подарок военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси местному князю Масамунэ Датэ.


    Нагано

    [​IMG]

    Префектура, расположенная в центре Японии на острове Хонсю. Это самая гористая префектура, которую считают «крышей Японии». Здесь сходятся Северные, Центральные и Южные Японские Альпы — горные гряды Яри, Хотака, Акаиси, Кисо, которые высятся более чем на 3000 метров. Между ними протекают реки, наиболее крупные из них — Тикума, Химэ, Кисо. Ее площадь — 13 585 кв. км, население — около 2 млн. 200 тыс. чел.
    Из-за обилия гор и удаленности от моря климат холоднее и суше, чем в окружающих префектурах. Лето относительно прохладное, зимой выпадает много снега.
    В XIX в. британский горный инженер Уильям Гауланд дал горам Нагано название Японские Альпы, которое стало общеупотребительным.
    Известная после реформ 645 г. как провинция Синано, территория нынешней префектуры Нагано была пересечением путей, соединявших Западную и Восточную Японию. Она находилась под властью соперничавших между собой феодалов-военачальников, таких как Уэсуги и Такэда, во времена их могущества и была разделена на мелкие владения в период Эдо (1600–1868). Современное название получила в 1871 г., а границы определены в 1876 г.
    Рисоводство — главное направление в сельском хозяйстве. В префектуре выращиваются яблоки, виноград, персики, которые известны во всей Японии. Имеются также молочные хозяйства. До второй мировой войны процветало производство шелка. Ныне быстро развиваются точное машиностроение, электроника, налажено производство металла, продуктов питания, изделий из древесины.
    Горы, озера и горячие источники Нагано привлекают большое количество туристов. На территории префектуры расположены части четырех национальных природных парков — ДзЁсинъэцу Когэн, Минами Арупусу, Титибу-Тама и Тюбу Сангаку.
    Город Нагано — административный центр префектуры Нагано. Находясь примерно в 200 километрах к северо-западу от Токио, Нагано соединен со столицей страны скоростной железнодорожной линией «Хокурику Синкансэн», открытие которой состоялось в 1997 г. Новая линия позволяет добраться до Токио всего за полтора часа. В 1998 г. в Нагано были проведены зимние Олимпийские игры.
    Из достопримечательностей Нагано, кроме олимпийских сооружений, можно упомянуть храм Дзэнкодзи, основанный, по преданию, в V11 в. Основное строение храма было закончено в ХV111 в. и являет собой прекрасный экземпляр архитектуры эпохи Эдо. Рядом с городом находится поле битв Каванакадзима, известное тем, что здесь прошли пять битв между кланами Такэда и Уэсуги. В память об этих событиях установлена скульптура, изображающая поединок двух самураев, возглавлявших кланы, который произошел в 1561 г. во время четвертой битвы.
    В центре префектуры расположен город Мацумото, своего рода ворота в национальный природный парк Тюбу Сангаку. Здесь находится один из наиболее сохранившихся феодальных замков. Замок Мацумото, построенный в ХV1 в., — прекрасное 5-ярусное сооружение, из-за формы и цвета получил прозвание Ворон, в настоящее время является национальной ценностью.
    Мацумото с давних времен славится своими мастерами-краснодеревщиками. Горы вокруг города изобиловали строевым лесом, и поскольку этот район — самый высокогорный в Японии, местный климат создавал прекрасные условия для сушки и хранения древесины.
    Считается, что изготовлением мебели в Мацумото занялись в конце XVI в. Наибольшим спросом в ту пору пользовались шкафы в форме комода и секретера со множеством выдвижных ящиков, в которых купцам было очень удобно хранить свои финансовые документы.
    Характерной особенностью мебели Мацумото является сборка: все части ее подгоняются без гвоздей или шурупов. Вместо этого в угловые соединения вбиваются скрытые бамбуковые клинья, прочно удерживающие вместе два куска древесины. Японские краснодеревщики были столь изобретательны в своем творчестве, что в одном комоде нередко использовалось до 50 различных вариантов соединений, причем таких прочных, что их практически невозможно было разъединить.
    Камикоти — одна из самых живописных местностей в Японии — узкая равнина на высоте 1500 метров над уровнем моря. Здесь обычно японские альпинисты готовятся к восхождениям. Летом здесь прохладно и очень живописно. Недалеко находится красивое озеро Тайсё, которое возникло после извержения в 1915 г. вулкана Якэдакэ, чья лава перегородила реку Адзуса. Здесь же находится подвесной мост Каппа, с которого открывается замечательный вид на гору Хотака. Обширная вулканическая зона дала префектуре множество живительных горячих источников.
    Адзумино — обширный район, лежащий у подножия Северных Японских Альп. Местный музей сакэ представляет более 100 сортов рисового вина, производимого в районе.
    Зимой, когда горы покрыты густым слоем снега, Нагано — Мекка для любителей зимних видов спорта. Здесь 100 лыжных баз и 40 катков, за год их посещает более 20 миллионов человек. Очень холодный и снежный зимний климат, осложняющий жизнь населения в этом гористом районе, превращен в ценный источник доходов от туризма, к тому же и удивительная местная кухня никого не оставит равнодушным.

    Нагасаки

    [​IMG]

    Нагасаки — административный центр префектуры Нагасаки на юге острова Кюсю.
    В XVI в. здесь была расположена рыбацкая деревушка Таканоура. В 1571г. на ее месте был открыт порт, получивший название Нагасаки. Первыми иностранными купцами, побывавшими здесь, стали португальцы. Затем появились испанцы, голландцы, англичане. Можно сказать, что среди импорта в то время преобладали две позиции — огнестрельное оружие и христианство. Первым интересовались местные феодалы, стремившиеся укрепить свои позиции в борьбе с центральной властью. А христианство изначально интересовало местные власти как способ стимулирования внешней торговли. Но со временем оно завоевало популярность среди местных рыбаков и крестьян, став знаменем их борьбы за свои права. Нагасаки стал центром проникновения в Японию христианства.
    В начале XVII в. правительство Японии, стремясь сохранить феодальные порядки, приняло решение о «закрытии страны». Исключение было сделано только для Нагасаки и только под присмотром губернаторов, назначавшихся из столицы. Из европейских купцов торговать с Японией разрешалось только голландцам, не занимавшимся распространением христианства, из азиатских — только китайцам и корейцам. Остальным было запрещено появляться в Японии. В 1636 г. в устье реки Ураками был насыпан маленький искусственный островок Дэдзима площадью 3900 кв. м. На нем разместилась голландская торговая фактория. В 1855–1861 гг. в Нагасаки была построена современная судостроительная верфь. Судостроение и поныне остается одной из основных промышленных отраслей города.
    Всемирной известностью пользуются в Нагасаки памятные места, связанные с атомной бомбардировкой города. Американцы сбросили атомную бомбу на город 9 августа 1945 г. Погибло 74 тыс. человек. По горькой иронии судьбы бомба взорвалась как раз над самой большой не только в Японии, но на всем Востоке католической церковью Уракамитэнсюдо. Сегодня церковь восстановлена из руин, а рядом с ней на месте сгоревших жилых кварталов разбит Парк мира. Его украшает десятиметровый бронзовый монумент, созданный скульптором Китамура Сэйбо.
    Нагасаки остается важнейшим южным портом Японии, базой океанического рыболовства. Население города — 445 тыс. человек.

    Никко

    «Не говори ни о чём, что это прекрасно, пока не увидел Никко», так говорят в Японии об этом городе.
    Городок Никко находится в 125 км от Токио. Главной достопримечательностью является синтоистское святилище Тосёгу – место упокоения великого полководца и государственного деятеля сёгуна Иэясу Токугавы. Комплекс состоит из нескольких храмов. Хондэн – основной зал святилища, где находится в вечном покое дух Иэясу Токугавы, бронзовая пагода Ходо, под сводами которой хранится прах полководца, храм Риннодзи, который считается самым крупным деревянным сооружением в Никко. Именно в этом храме находится знаменитый Зал Трёх Будд. Трёхметровые изваяния святых буддийского пантеона – Будда Амида-Нёрай, тысячерукая Каннон, Ботон-Каннон – восседают на постаментах в виде лепестков лотоса.
    Никко – это ещё и национальный парк. Озеро Тюдзэндзи и великолепный вид на один из красивейших водопадов Японии Кэгон оставят неизгладимое впечатление от посещения.
    Находясь в Никко, можно посетить музей под открытым небом Эдо-Мура (Деревня времён Эдо). Вы ознакомитесь с условиями быта князей и самураев средневековья. Дом ниндзя, в котором проводятся показательные бои представителей этой некогда популярной в Японии профессии, и сценическая площадка, на которой выступают актеры театра Кабуки, не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых.
    Никко - небольшой городок (20 тыс. жителей), расположенный в 135 км к северо-востоку от Токио, и одновременно - известный национальный природный парк, занимающий огромную территорию (1402 тыс. кв. км) и отличающийся неповторимыми ландшафтами и пейзажами. Это горная страна с величественной снежной вершиной Нантайсан и озером Тюдзэндзи, из которого берет свое начало водопад Кэгон.
    Свою известность Никко приобрел еще в VIII веке, когда здесь обосновался монах Сёдо (735-817) - сторонник аскетических путей совершенствования духа. Тогда этот район еще оставался уголком дикой неосвоенной природы, и монаху потребовалось немало сил и упорства, чтобы подыскать достойное место для будущего храма. Заметив на вершине горы Нантайсан (Nantaisan) пятицветные облака, монах воспринял это как указание богов. Но путь к вершине ему преградила бурная горная река Дайягава (Daiyagawa). Сёдо обратился за помощью к богам, и те прислали монаху двух священных змей - красную и синюю, которые, сплетясь над водой, образовали мост, ведущий на другой берег. Трудно сказать, насколько эта легенда отражает действительную историю, но первый настоящий мост был построен здесь лишь в 1636 году, когда в этих местах уже полным ходом шло строительство культовых сооружений, связанных с увековечиванием памяти Иэясу Токугавы (Ieyasu Tokugawa) - одной из ярчайших фигур японской истории. Мост получил название Синкё (Shinkyo) - Священный мост в память о чуде с монахом Сёдо. Это сооружение представляет собой деревянный, выкрашенный в красный цвет горбатый мостик 28 м в длину и 7 в ширину, опирающийся на два каменных основания в виде арок прихрамовых ворот (тории).
    Сохранить его со времен средневековья в неприкосновенности не удалось. В самом начале XX века вздувшаяся после продолжительных дождей Дайягава снесла мост, но его вскоре восстановили, сохранив прежний облик. Сначала Священным мостом могли пользоваться лишь родственники похороненного здесь великого сёгуна и специальные посланники от императора. После окончания второй мировой войны правила смягчились, и по доскам Синкё зашаркали подошвы простых японцев, но лишь в дни специальных храмовых праздников, когда через реку по мосту стали переправляться пышные процессии. А в обычные дни воспользоваться мостом можно за плату. У выхода с моста приезжих встречает памятник князю Масацуна Мацудайре (Masatsuna Matsudaira), чьими усилиями воздвигнут храмовый комплекс и посажены тянущиеся на 40 км великолепные аллеи криптомерий, сохранившиеся до наших дней. Отсюда каменные ступени поведут приезжего к вершине холма, где воздвигнуты известные всему миру храмы.
    На склонах высоких холмов и на вершинах гор здесь в течение столетий создавались многочисленные буддийские храмы и синтоистские святыни. Здесь же находится усыпальница великого сёгуна - Токугава Иэясу - и посвященный его памяти храмовый комплекс Тосёгу.



    Осака

    [​IMG]

    Осака — город и префектура расположились на небольшой равнине, ограниченной с севера и востока невысокими горами и простирающейся на запад до одноименного залива Сэто Найкай. Это как раз посередине основного японского острова Хонсю. Выгодное географическое положение города явилось одной из причин превращения его в процветающий торговый центр.
    Осака Через город, изрезанный многочисленными каналами, протекает река Ёдогава, берущая свое начало в озере Бива.
    Осака С давних времен в устье реки Ёдогава находился город Нанива(кЁ). С XV в. он сменил название на Осака.
    Осака Сегодня город занимает площадь 200 кв. км и в нем проживает 3 млн. человек. Город составляет как бы компактное ядро префектуры одноименного названия площадью 1850 кв. км и населением 8 млн. человек. В свою очередь префектура Осака является центром огромного промышленно-торгового конгломерата Кансай, второго по значению и промышленному потенциалу после Канто.
    Осака История Осаки неразрывно связана с именем ТоЁтоми ХидэЁси (1537–1598), легендарного японского военачальника, сподвижника ОдЫ Нобунага, который в XVI в. положил конец феодальной раздробленности страны и подчинил ранее враждовавшие кланы своей верховной власти. После смерти Нобунаги в 1582 г. Хидэёси фактически стал правителем всей Японии. Достигнув зенита своего могущества, он решил сделать город своей резиденцией. Осака привлекла его внимание стратегически выгодным географическим положением, близостью к древним японским столицам Нара и Киото.

    В 1583 г. Тоётоми Хидэёси начал возводить на берегу реки Ёдогава крепость — Осакский замок. Строительство было закончено через три года. Площадь замка составила 3,3 км на 2,4 км. Его главная пятиэтажная башня вознеслась на 58 м. Замок неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Последний раз он был восстановлен из прочных железобетонных конструкций в 1931 г. Сегодня он является своеобразным символом города.
    Осака Вокруг замка стал быстро строиться город. Перемещение сюда при Хидэёси политического центра страны способствовало процветанию города и обогащению его купцов. На берегах реки Ёдогава и ее протоков появились обширные склады различных товаров, которые развозились отсюда на небольших парусных судах не только по побережью всей Японии, но и в соседние страны. С 1634 г. купеческий дом Ёдоя превратился во всеяпонский центр торговли рисом.

    Рядом с Осакой процветал еще один купеческий город — Сакаи, входящий ныне в осакский мегаполис. Этот город прославился тем, что еще в феодальные времена местные купцы организовали здесь самоуправление и добились для Сакаи статуса «вольного города».
    Осака Приход к власти в Японии после смерти Тоётоми Хидэёси военачальников (сЁгунов) из клана Токугава, которые в 1603 г. сделали своим центром Эдо (нынешний Токио), естественно, нанес удар по престижу Осаки, но не подорвал позиций ее купцов. Приспособились они и к условиям «закрытой» Японии, когда в 1639 г. японцам под страхом смертной казни было запрещено покидать пределы страны. Осака сохранила свои позиции центра внутрияпонской торговли. Средневековая купеческая Осака жила не только торговлей, ее жители любили вкусно поесть и хорошо развлечься. В Осаке возникло своеобразное искусство для простолюдинов, в отличие от придворного искусства императорского Киото или самурайской культуры сёгунского Эдо, — кукольный театр Бунраку, где разыгрывались драмы из жизни простых людей. В отличие от Киото и Эдо, популярен был в Осаке и национальный драматический театр Кабуки. Эти театральные традиции живы в Осаке и по сей день.
    Осака Осака знаменита не только своим славным прошлым. Как город с глубокими деловыми традициями, она всегда устремлена в будущее. Впечатляющим примером таких усилий явилась «ЭКСПО-70» — первая всемирная выставка, проведенная в Японии и в Азии в целом. Она проходила под девизом: «Прогресс и гармония для человечества». Одной из ее целей была демонстрация японцам возможностей научно-технического прогресса. В частности, организаторы выставки сделали попытку показать посетителям прообраз «общества информатизации», подготовить их к тем качественным изменениям, которые внесет век компьютеров в их повседневную жизнь и в условия их труда.

    Да и само строительство «ЭКСПО-70» оказало сильное воздействие на древнюю Осаку, вдохнуло новую жизнь в регион Кансай. Осака приобрела еще более современный вид, подтянулась к западному уровню качества городской инфраструктуры и жилищного строительства.
    Осака Осака делится как бы на две части: на исторический юг и деловой север. Наиболее интересна южная часть города. Здесь находится традиционный торговый центр Осаки — квартал Синсайбаси. В квартале Дотонбори уже 300 лет сосредоточена ночная жизнь города.
    В южной части расположены и самые знаменитые храмы города. Среди них синтоистский храм Сумиёси, в котором покоятся души погибших моряков. Здесь же находится и древнейший буддийский храм Ситэннодзи, построенный принцем СЁтоку тайси еще в VI в. Каждый год 22 апреля на территории храма проходит большой праздник, в ходе которого демонстрируются бугаку — придворные танцы и церемонии эпохи Хэйан (VIII–Х11 вв.). Что касается северной, деловой, части Осаки, то здесь в квартале Додзима и на речном острове Наканосима находится построенное в 1821 г. в стиле ренессанса здание городского муниципалитета, действующая с 1878 г. фондовая биржа, вторая по величине и значению в стране, офисы крупнейших компаний и банков.
    С 1697-го по 1939 г. в Додзиме действовал центральный оптовый рисовый рынок, который устанавливал цены на рис для всей страны (в годы второй мировой войны он был переведен в Токио).
    Северную и южную часть города прорезает в меридиональном направлении бульвар Мидосудзи — центральная магистраль города. Это бульвар, обсаженный деревьями гинко. Самый крупный праздник в городе — Тэндзин — проходит ежегодно 24–25 июля. Он входит в тройку наиболее известных праздников во всей Японии. Днем по улицам движутся празднично украшенные процессии горожан, несущие паланкины микоси. А вечером на реке проходит парад красочно расцвеченных речных судов и лодок. Горожане, сидящие в них, распевают песни под гром японских барабанов. Небо над городом расцвечивается праздничным фейерверком.

    Саппоро

    Саппоро - это известная столица самого северного и второго по величине японского острова Хоккайдо, название которого переводится как "путь к северным морям". Это самый малонаселенный и наименее индустриализированный остров из "большой четверки" островов. Одну десятую площади острова занимают национальные парки, что благоприятствует развитию активного туризма на острове. Благодаря достаточно суровой зиме и характерному горному рельефу, здесь создаются идеальные условия для занятий зимними видами спорта. К Олимпиаде 1972 г. здесь даже был построен современный центр зимнего спорта. Основными достопримечательностями города являются местный Ботанический Сад, в котором представлены растения разных широт, а также квартал развлечений Сусукино. Но основной функцией города является транспортная - именно отсюда стартуют бесчисленные маршруты и экскурсии по всему острову.

    Сэндай

    Город Сэндай, административный центр префектуры Мияги, расположен всего в двух часах езды на поезде от Токио. Сэндай известен в Японии как Город изумрудной зелени. Все бульвары и проспекты, пересекающие город, плотно засажены платанами и дзельквой. Спешка и суета этого энергично развивающегося города сбалансирована спокойной прелестью чистой реки Хиросэ, пересекающей город. О качестве воды свидетельствует и тот факт, что летом на набережных реки любители рыбной ловли ловят мелкую форель аю, которая водится только в чистых проточных реках. За рекой на небольшом зеленом холме Аоба находятся руины построенного более 400 лет назад замка Сэндай. Сегодня на территории бывшего замка функционирует музей, в котором можно увидеть компьютерную модель некогда грозного, а ныне разрушенного фортификационного сооружения. Замок Сэндай, который часто именуют замком Аоба (Зеленый лист), был возведен в XVI веке местным князем Масамунэ Датэ. Один из лучших командиров средневековой Японии, Датэ, получивший увечье в бою, был прозван Одноглазым драконом. Благодаря своим военным заслугам он был щедро наделен земельными владениями, которые смог расширить и за счет подчинения слабых соседей.
    От замкового холма во все стороны широко раскинулись учебные корпуса университета Тохоку. Университет был основан в 1907 году и считается один из крупнейших университетов страны. В нем обучаются более 10 тысяч студентов. Славится университет своей библиотекой, хорошо известной даже за рубежом.Хороший индустриальный потенциал города, наличие множества отличных учебных заведений, а также сравнительно дешевое жилье повлекли за собой быстрый приток населения. С 1980 года численность населения Сэндая увеличилась с 545 тысяч до 972 тысяч человек. Малые города префектуры также активно росли и развивались.
    Властями префектуры Мияги был выдвинут проект создания в северной части Сэндая объединенного научно-технического центра. В результате вокруг этой территории выросли 2 малых города-спутника и 3 поселка.Еще более обширный замысел связан с проектом «Интеллектуальное пространство Тохоку», согласно которому вокруг города Сэндай размещаются частные научно-исследовательские институты. А вместе с университетом Тохоку они объединяются в научно-технический центр. Территория Мияги богата горячими минеральными источниками, что позволяет возводить мощную инфраструктуру бальнеологии и отдыха. Популярен в этом смысле район Акиу на реке Натори. Еще более тысячи лет назад в феодальную эпоху он был облюбован самураями из клана Датэ. Воды этих источников целебны, принося облегчение людям, страдающим ревматизмом, артритом и болями в спине. Популярностью у туристов пользуется водопад Акиу, который мощным потоком шириной 6 м низвергается с высоты 55 м. Он считается в Японии одним из трех великих водопадов наряду с Нати и Кэгоном.
    Для эффективного развития туризма руководству префектуры пришлось налаживать транспортную инфраструктуру. Так, в конце 70–80-х годов по всей префектуре начали активно прокладываться новые дороги. Уже почти четверть века функционирует ветка скоростного экспресса Синкансэн Тохоку. А аэропорт Сэндая в конце 80-х годов был укомплектован взлетной полосой длиной 3 км.

    Тоба

    Тоба - второй город, находящийся в национальном парке Исэ-Сима. Тоба - процветающий рыбацкий порт, знаменитый на всю Японию своими ныряльщицами - ама. Едва ли в Японии можно найти человека, не знающего, кто такая ама, и в то же время мало кто может похвастаться непосредственным знакомством с людьми этой странной для нынешнего цивилизованного времени и небезопасной профессии. Ведь ама живут своими замкнутыми общинами в маленьких прибрежных поселках. Есть и японские воспоминания о людях-рыбах, относящиеся к I в. до н.э. Правда, дошли они до нас в виде легенды о встрече принцессы с ныряльщицей на полуострове Сима. Принцесса путешествовала по стране в поисках достойного дара, который следовало преподнести богине Аматэрасу. В деревушке Кудзаки ныряльщица-ама предложила принцессе только что добытый ею на глубине моллюск "морское ушко". Деликатес принцессе понравился, и она даровала жителям Кудзаки право быть поставщиками этого моллюска Великому храму Исэ, посвященному Аматэрасу. Со временем была обожествлена и Обэн - женщина-ныряльщица, повстречавшаяся с принцессой в Кудзаки. Так ама были включены в пантеон синтоистских богов Японии.
    В Японии ныряльщицы - ама исключительно женщины. Мужчины также заняты в этом виде морского промысла, но на сугубо вспомогательных ролях. Они доставляют своих подруг в лодках до места промысла, а затем следят за ныряльщицами, чтобы в случае опасности прийти им на помощь или выдернуть аму из воды за веревку, прикрепленную к ее поясу. Естественно, это лидерство сохраняется в деревушках ама и на земле. Именно женщины-ныряльщицы считаются кормильцами семьи. Им за столом подается первая чашка риса, хотя забот по дому с них никто не снимает. Труд их нелегок. Трижды в день круглый год ама отправляются в море, где проводят по полтора-два часа. Чаще всего они берут с собой в лодку железную чушку весом в 10 кг, чтобы добраться до дна как можно быстрее. На каждый нырок уходит минута-полторы. Выныривая, чтобы восстановить дыхание, ама осторожно выдыхает воздух сквозь сжатые зубы. В этот миг над морем разносится характерный легкий посвист. Работают они, как правило, на глубине 15-20 метров, иногда глубже - до 40 метров. Если девушка ныряет с лодки, добычу принимает гребец. Ныряющие с берега собирают добытые раковины и моллюсков в плавающие на поверхности деревянные бочата.
    Традиционный стиль ныряния ама можно посмотреть на Жемчужном острове Микимото, расположенном в пределах города Тоба.
    Неподалеку от Исэ, в местечке Футамигаура, стоят два причудливой формы утеса, которые связаны между собой соломенной веревкой - симэнава, что свидетельствует о святости места. Они символизируют нерушимость брачного союза богов - создателей Японских островов Идзанаги и Идзанами. Паломничество в храмы Исэ наряду с восхождением на Фудзи включено в своего рода программу патриотического воспитания японца. Хотя бы раз в жизни он должен побывать в Исэ - Тоба.
    В душе многих японцев Исэ-Тоба занимает особое место, частью из-за культовых сооружений, бережно хранящих традиции и обряды, часть благодаря старинным, хорошо сохранившимся рыбацким деревням и проживающим в них ама, до сих пор сохраняющим атмосферу Японии прошлых веков.

    Фукуракудзи

    [​IMG]
    Префектура Вакаяма, расположенная на полуострове Кии, обращенном к Тихому океану, издавна считается одним из оплотов религии в стране. Здесь немало известных храмов, монастырских комплексов. Среди этих центров буддизма и синтоизма, вероятно, мог бы легко затеряться небольшой храм, стоящий на морском берегу в нескольких километрах от небольшого городка Нати-Кацуура. Он посвящен богине милосердия Каннон. Таких храмов в Японии немало. Но у Фукуракудзи — своя любопытная история.
    Все началось с весьма романтичной ситуации. Самурай Морито Эндо (1139–1203), служивший в охране императорского дворца, влюбился в замужнюю женщину, которую звали Кэса. Он так настойчиво добивался расположения от предмета своих воздыханий, что однажды Кэса согласилась, но с непременным условием — Эндо должен убить ее мужа. Для этого она назначила точное время, когда нужно было под покровом ночи проникнуть в ее дом и зарезать отдыхающего супруга. Эндо проделал все, как было сказано. Но оказалось, что он убил не мужа, а саму Кэсу, которая намеренно заняла его место, чтобы не уступать домогательствам самурая. Узнав о трагической ошибке, Эндо немедленно постригся в монахи, приняв имя Монгаку.
    Страсти еще пылали в груди монаха, поэтому он зимой простаивал целыми днями под ледяными струями водопадов, усмиряя плоть. Но известность ему принесли не подвиги аскета, а случайная встреча. Монгаку решил построить храм в честь богини милосердия. Он попросил денег у императора, но с ним даже не стали говорить. Разозленный Монгаку перелез через дворцовый забор и тут же был схвачен охраной. Власти быстро разобрались в причинах злостного нарушения порядка и отправили монаха в ссылку на малоосвоенный и пустынный полуостров Идзу. Там-то и встретились Монгаку и опальный аристократ Ёритомо Минамото (1147–1199), спасавшийся на Идзу от своих врагов — клана Тайра. Как утверждают предания, именно Монгаку побудил своего нового знакомого собрать войско и выступить против армии Тайра. Поход удался. Семья Тайра была уничтожена, а Ёритомо Минамото стал неофициальным военным правителем страны — сёгуном. В награду за поддержку Монгаку получил от сёгуна средства на постройку двух буддийских храмов. Они получили название Фудараку. Это — искаженное японским произношением название горы Поталака, где якобы пребывает богиня милосердия Каннон. Один из храмов построили в Камакуре, столице сёгунского правления Минамото, а другой — на тихом берегу в провинции Кии (ныне префектура Вакаяма), недалеко от известных религиозных центров Кумано и Нати. Естественно, в храмах Фударакудзи молитвы чаще всего возносили во здравие и процветание дома Минамото. Храмы время от времени посещал и Ёритомо, чтобы помолиться перед их основной святыней — статуей одиннадцатиголовой Каннон. С падением Камакурского сёгуната храмы Фударакудзи, утратив высокопоставленных покровителей, впали в бедность и растеряли большинство своей паствы. Но если храм в часто посещаемой туристами Камакуре еще упомянут в местных путеводителях, то его «собрат» в Вакаяме практически забыт. Единственное, что все еще поддерживает его увядающую славу, — это воспоминания о странном обычае, связанном со сменой настоятелей храма.
    Дело в том, что в Китае, откуда, собственно говоря, и пришел в Японию буддизм, существовал собственный календарь, основанный на 60-летнем цикле. Каждый из годов получал свое название — например, год Огненного дракона или год Деревянной лошади. По прошествии 60 лет названия годов повторялись. Продолжительность цикла была не случайной. По мнению китайцев, именно столько лет должен жить человек. И в самом деле, редко кто в те времена мог прожить более 60 лет, чему препятствовали болезни, эпидемии, войны, голод. Легко понять, почему 60-летие считалось в некоторых религиозных сектах пределом, достигнув которого священнослужитель должен был уйти из бренной жизни к богам. Во всяком случае, так считали верующие буддийской секты Сингон, которой принадлежали храмы Фударакудзи. В Камакуре этот принцип рассматривали лишь как срок ухода настоятеля на пенсию, но вот в удаленном храме в провинции Кии его соблюдали как неписаный закон.Едва настоятель достигал 60-летнего возраста, ему устраивали пышный праздник, после которого священнослужитель отправлялся к богине Каннон на гору Поталака. Где расположена эта гора, никто точно не знал. Где-то на юге, за морем. Поэтому достичь рая Поталака (или по-японски — Фудараку) можно было только при божественной помощи. Строили небольшой деревянный челнок, сажали туда 60-летнего бонзу и накрывали сверху деревянным ящиком без окон и дверей, крепко прибивая ящик к палубе. Отправляющемуся в путь давали с собой еды, воды и свечей на 4 недели. За это время стихия (если будет на то воля Каннон) должна была принести монаха к подножию священной горы. Выжидали попутного ветра и сталкивали челнок в морские волны. Вероятно, мореплаватель погибал в мучениях через несколько дней, но оставшиеся на берегу этого не видели и потому считали, что он достиг рая Фудараку.
    За прошедшие столетия в плавание отправились более 20 настоятелей Фударакудзи. Страшная традиция прервалась лишь в 1565 году. Тогда заколоченный в плавучий ящик настоятель храма проявил жизнелюбие и поступил по примеру пушкинского Гвидона — «выбил дно и вышел вон». Отвертеться от ухода к вратам рая ему все-таки не удалось. Монахи быстро соорудили новый челнок и проводили строптивого бонзу в последний путь. Но в дальнейшем ограничились отстранением 60-летних настоятелей от дел. Этот неординарный сюжет стал широко известным благодаря рассказу японского писателя Ясуси Иноуэ (1907–1991)… А что касается дальнейшей судьбы строителя храмов, монаха Монгаку, то она была непростой. После смерти Ёритомо Минамото его сослали на пустынный остров Садо в Японском море. Где он умер, достоверно не известно. В стране есть несколько «могил Монгаку». С одной из них, расположенной в префектуре Гифу, связана странная история. Каждый год 9 июля по лунному календарю, то есть именно в тот день, когда ослепший от любви самурай убил красавицу Кэса, на камень, установленный над могилой Монгаку, выползают десятки слизней с черными полосками на спине. Как утверждает легенда, эти полоски — напоминание о сабельных ударах, нанесенных ни в чем неповинному мужу Кэса. И эта история послужила сюжетом для рассказов двух японских литераторов — Рюноскэ Акутагава (1892–1927) и Кан Кикути (1888–1948).

    Хиросима

    Хиросима - префектура, расположена на западе крупнейшего японского острова Хонсю. С севера она граничит с префектурами Симанэ и Тоттори, с востока - с Окаяма, с запада - с Ямагути, с юга берега префектуры Хиросима омывает Японское море.
    Хиросима - административный центр префектуры Хиросима. Население - 1086 тыс. человек, площадь - 737 кв. км. "Хиросима" означает "широкий остров". Город назван так потому, что рукава реки Ота, стекающей с гор Тюгоку на равнину, где он расположен, образуют при впадении во Внутреннее море массу островов. История Хиросимы восходит к XVI в., когда местный феодал Тэрумото Мори повелел построить здесь белоснежный Замок карпов (Ридзё). Название замка не случайно - река славилась тогда обилием этой рыбы. Это был типичный средневековый город-крепость. До 1868 г. он служил резиденцией клана Асано, управлявшего городом и прилегающей провинцией.
    Самым же известным и одновременно трагичным событием в жизни города стала атомная бомбардировка. В 8.15 утра 6 августа 1945 г. на город была сброшена атомная бомба, унесшая жизни 200 тыс. японцев. Она взорвалась над построенным в 1913 г. зданием Промышленной палаты Хиросимы, обгоревший остов которого посреди вновь отстроенного города остается немым упреком. Это так называемые "памятные руины". Часы на Атомном доме показывают время взрыва, а на ступенях навечно осталась тень сидевшего здесь человека. От Атомного дома мост Айой ведет к Парку мира, разбитому на месте построенного до войны делового центра города. У самого моста установлены Часы мира, чьи куранты ежедневно в 8.15 утра играют скорбную мелодию. Глухо гудит от ударов поминальный колокол. Мемориальный парк разбит по проекту всемирно известного архитектора Кэндзо Тангэ. В нем установлена гигантская гробница в форме древних японских саркофагов. В огромном каменном ящике хранится свиток с именами погибших, чье число продолжает увеличиваться - последствия атомной бомбардировки дают себя знать и десятилетия спустя. На надгробии эпитафия: "Спите спокойно, ошибка не повторится". Рядом горит огонь мира, который будет погашен только после полного уничтожения ядерного оружия. В парке находится и Музей жертв атомной бомбардировки, где собраны многочисленные печальные свидетельства хиросимской трагедии.
    Именно здесь, в Хиросиме обретает особую значимость, один из самых трепетных обрядов праздника Дня поминовения усопших (Бон) - спуск на воду бумажных фонариков-торонагаси (торо - "фонарь", нагасу - "нести течением"). Этот обряд совершается везде, где есть вода, - на реках, прудах, озерах и даже в море. Кажется, сама судьба предназначила Хиросиму для его проведения. Маленькие квадратные белые бумажные фонарики установлены на деревянных подставках, похожих на лодочки. Внутри каждого зажжена небольшая свечка, которая освещает начертанную на фонарике идеограмму, означающую: "Молиться за мириады душ в другом мире".
    Некоторые пишут на таком плавающем фонарике имена ушедших близких (либо просят об этом священника). Затем такие лодочки благоговейно спускают в темную воду.
    Хиросима привлекает большое внимание японских и иностранных туристов, именно нахождением здесь Парка мира. На пепелище уничтоженного пятьдесят лет тому назад города появился новый город. Современная Хиросима имеет как бы два лица. С одной стороны, она - символ мира для всех, кто стремится навсегда покончить с губительными войнами, с другой - динамично развивающийся промышленный центр на побережье Внутреннего моря. По всей Японии известны также традиционные виды производства Хиросима: изготовление татами и сакэ.
    Одно из природных чудес Японии - остров Миядзима во Внутреннем море - оказалось всего в 10 милях от Хиросимы. Большим интересом у туристов пользуется древний храм Ицукусима, расположенный в этом красивом уголке хиросимской бухты.