j-rock

Тема в разделе "Музыка", создана пользователем Мидори, 15 июл 2008.

  1. Страна Восходящего Солнца дарит нам не только высокие технологии, но и знакомит нас с сумасшедшими командами, поражающими своими клипами и музыкой, часто нам не понятной, но очень интересной и неординарной.
    А всё началось в славных шестидесятых, когда американские и британские контркультурные элементы произвели на свет стиль под названием psychedelic rock. Это было время хиппи, наркотиков и глобального просветления. И музыка была такой же – странной, светлой, вдохновляющей и оригинальной. Когда этот стиль добрался до Японии, он претерпел громадные изменения. Во-первых, консервативные японцы отрицательно относились к идее наркотиков. Некоторые исполнители и вовсе удалились в стрейтэйдж и всем говорили, что не нужно отравлять сознание и тело (это были такие монстры, как kosugi takehisa, haino keiji, nanjo asahito). Но всё-таки рок в Японии попал на благодатную почву и начал активно развиваться: появились the golden cups, the tempters, the mops, the dynamites и jacks. По сути, они были всего лишь имитацией зарубежных коллег, а в репертуар их входили кавера. Но со временем они начали оформляться в свою оригинальную струю. Особенно это стало понятно во время студенческих мятежей в конце шестидесятых - тогда японский рок, без сомнения, стал музыкой масс. Группы les rallizes denudes, taj mahal travellers и lost araaaff обрели такую популярность, что породили новую волну последователей. Именно в эти годы зародилось массовое движение японского рока, который через некоторое время начали называть j-rock.

    Визуальный эффект.
    Шло время, на западе появлялись новые стили, а японцы продолжали изменять и адаптировать всё то, что приходило к ним из-за моря. В своё время японским рокерам особенно по вкусу пришлись сценические образы глэм-рокеров, как и эстетика этого стиля: странные причёски, макияж, блёстки, вызывающие наряды – всё то, что делал, например Дэвид Боуи, у японцев вызывали дикое восхищение. Ничего удивительного. Табуированное и консервативное общество, получив возможность для самовыражения, начало творить. И оно не хотело видеть никаких границ перед собой. Японцы вообще славятся стремлением к разнообразным экспериментам и отрывом от рутинных канонов обычной жизни. Именно поэтому ходят слухи, что среди них так много извращенцев, в том числе и музыкальных.
    Вылилось это всё в настоящую музыкальную революцию, когда группа “x-japan” заявила о создании понятия “visual kei”. Шизофреничный имидж, эксцентричное поведение на концертах, арт-перфомансы на сцене и нойзовая музыка – это было начало новой эры японской музыки. Эры, когда музыка отошла на второй план, а на первом очутилось само визуальное восприятие музыкального творчества. Ты должен видеть то, что слышишь.

    Дикое переплетение картинок, странные сюжеты, ещё более странные наряды и актёры – такими были видеоработы в стиле visual kei. Главное – привлечь внимание публики и быть круче, чем твои коллеги. Выглядеть так, чтобы вызывать шок даже у самого себя, глядя в зеркало.

    Мэ или жо?
    Главное, чтобы весь вижуал максимально точно отображал и дополнял твою же музыку – именно тогда армии фанатов будут бегать за тобой по пятам. В других странах j-rock вызывает неадекватную реакцию, хотя бы потому, что вы не сможете сразу определить, кого вы видите на экране – парня или девушку (грани между полами стёрты, и перед вами будет прыгать существо малопонятное).

    На самом деле, 97% всех японских рок-групп имеют исключительно мужской состав. А сценические образы музыкантов ни в коей мере не свидетельствуют об их «голубых» наклонностях. Всё дело в культурных особенностях Японии. Исторически сложилось так, что в японских театрах но и кабуки женские роли всегда играли мужчины. До сих пор в Японии считается, что передать особенности женского образа и раскрыть его в полной мере способен только мужчина. Поэтому своим имиджем джей-рокеры лишь подчёркивают «артистичность» своих натур. Кроме того, с точки зрения японца, мужчина с накрашенными ногтями, длинными волосами и оттенёнными глазами не «голубой», а как раз наоборот – дамский угодник.

    Если вы до сих пор не можете себе представить простого джей-рокера, посмотрите на фото главного антихриста музыкальной сцены Мерилина Менсона – это самый банальный пример настоящего “visual kei”. Кстати, Мерилин Менсон и Hide (вокалист “x-japan”) были в своё время лучшими друзьями, откуда Мэнсон и позаимствовал такой революционный имидж.

    К слову, большая часть j-rock клипов снимается в формате, именующемся “pv”, что расшифровывается как “promotional video”, и играет, в первую очередь, рекламную роль – видео имеет цель познакомить возможного потребителя с творчеством той или иной группы или исполнителя. Клипы могут представлять собой как просто ракурсы вокалиста и группы, так и целые истории (порой почти фильмы) с внятным сюжетом и развязкой. Жанрово – от комедии до эротических ужастиков.

    Вне всяких рамок в плане музыки j-rock необычайно разнообразен. Нужно помнить, что это просто название определенного «зонтика», под которым спрятались десятки подстилей. джей-рок - это и хардкор, и панк, и романтическое инди, и нойз-рок, и скримо, и чёрт его знает что ещё. Но главной изюминкой всех японских рокеров является их подача и энергетика, которую слышно в любой композиции. Сведущему человеку достаточно нескольких аккордов, чтобы понять: то что он слушает – именно джей-рок.

    Для j-rock’а не существует каких бы то ни было рамок. Кроме гитар, в композиции всегда могут зазвучать национальные японские инструменты или электронные семплы. И главное, что гитарные рифы, почти не повторяются. Это чем-то напоминает прогрессив-рок, где каждая песня разрастается и изменяется просто до неузнаваемости по ходу развития композиции. Японцы не могут перестать экспериментировать и что-то изменять. У них это в крови. Наверное, именно поэтому их музыка так популярна во всём мире.
    Отдельно стоит отметить вокалистов j-rock’а. Большинство из них воистину уникальны. Послушав пару композиций той или иной команды, в следующий раз вы без проблем узнаете эту группу. И сможете запросто выделять уникальных вокалистов на фоне других команд. Ведь издавать такие звуки, холерично меняя октавы, извлекать скрежет и потусторонний вой и при этом максимально беситься на сцене могут только японцы. Самые популярные джей-рок вокалисты: kyo (“dir en grey”), hakuei (“machine”, “penicillin”), hyde (“l’arc en ciel”), gackt (“malice mizer”), hide (“x-japan”).

    Кстати, если вы только начинаете знакомиться с этим стилем, вам следует ознакомиться с записями: “x-japan”, “dir en grey”, “luna sea”, “hide”, “malice mizer”, “gackt”, “asian kung-fu generation”, “l’arc en ciel”, “plastic tree”, “penicillin”, “hakuei”.

    Как и во всё мире, группы на японской сцене делятся на “majors” и “indies”. «мейджорами» именуются команды, записывающиеся и выпускающиеся на гигантах звукозаписи (“sony”, “east/west japan”, “ki-oon records”). «Инди» же записываются и выпускаются за свой счёт и, как правило, на небольших независимых лейблах. Кстати, именно на маленьких независимых лейблах и появляются самые бешенные и экспериментальные команды, которые потом становятся популярными и со временем перебираются на мейджоры.

    Но где бы ни издавались эти группы, они всё равно остаются одним из самых оригинальных явлений в современной музыкальной культуре. И одним из самых популярных. Например, в тех же штатах миллионы почитателей этого стиля, есть они и в России, и в Украине. Есть даже тусовки и конвенции, посвящённые этому явлению. Правда, количество тех, кто здесь отдаёт предпочтение такой музыке и хочет её развивать, катастрофически невелико. Немудрено – настоящий джей-рок могут играть исключительно японцы. Всё другое будет лишь простым наследованием. А копия, как известно, всегда хуже оригинала.