Оригами

Тема в разделе "Япония", создана пользователем Michiyo, 4 июл 2008.

  1. Michiyo 土地の人

    Регистрация:
    30 май 2008
    Сообщения:
    193
    Симпатии:
    1
    Оригами – японское искусство складывания различных фигурок из листков очень тонкой бумаги. Наиболее известной и простой фигуркой является фигурка журавлика, но профессиональный оригамисты создают более сложные и крупные шедевры.​

    История оригами​


    В древнем Китае бумагу использовали в самых различных областях жизнедеятельности, в том числе и в религиозных целях – изначально было принято сжигать вместе с покойником его вещи, дабы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Позже бережливые китайцы заменили реальные вещи полосками бумаги, на которых были написаны названия этих вещей. Также из бумаги изготовлялись бытовые вещи, например, знаменитые фонарики. Однако складывание фигурок не получило такого распространения в Китае, какое оно затем получило в Японии. Произошло это по следующей причине: японцы использовали бумагу не только для бытовых целей, но и для демонстрации своих идей. Как известно, буддизм не разделяет искусство на высокое и низкое, не делит дела на важные и не очень, буддисты были первыми, кто обратил внимание на «мелочи жизни» с той целью, чтобы успеть ухватить в этих мелочах дыхание вечности.

    Буддизм сам по себе не предполагает чёткого и единого Пути к Истине – каждый народ, вставший на Путь, проходит его по-своему и все народы приходят к одной Истине. Японцы считали красоту показателем истины и на своём Пути открыли красоту малых и незаметных на первый взгляд вещей. Они считали, что каждая вещь, каждое слово несут в себе божество (ками). Китайцы же искали Истину в другом направлении и именно поэтому искусство оригами зародилось именно в Японии (не зря же похожи «оригами» и «ками», правда?).

    Синтоизм также «приложил» руку к появлению оригами: первые оригами появились именно в синтоистских храмах и до сих пор в них злых духов отгоняют с помощью метёлки, сложенной из полосок бумаги (харам-гуси) и изготовляются бумажные амулеты (гофу). Также существовал (и существует) ритуал жертвоприношения с использованием бумаги – богам подносились кусочки рыбы и овощей в бумажной коробочке.

    В периоды Камакура (1185–333) и Муромати (1333–1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Умение складывать было одним из обязательных для аристократии и двора – хотя бы на начальном уровне. С помощью записок, сложенных в виде журавля или цветка удавалось передать гораздо больше смысла, внимания и любви, чем можно было сделать словами. Постепенно умение складывать стало признаком хорошего образования и изысканных манер.

    В периоды Адзути Момояма (1573–1603) и Эдо (1603–1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда были изобретены ставшие теперь классическими фигурки оригами, например, журавлик (цуру) – традиционный японский символ счастья и долголетия. Оригами стало традицией, передаваемой из поколения в поколение, преимущественно по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и составу фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась мастерица.

    Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом. Тем не менее своё «оригами» существовало в Европе и до этого. В частности испанская пахарита (птичка), возможно была одной из первых сложенных из бумаги фигурок в Европе и вообще в мире.

    Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Йошизава Акира. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Акира изобрел сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.

    Йошизава Акира​


    Йошизава Акира родился 14 марта 1911 г. в префектуре Тотиги в многодетной семье, и был предпоследним, шестым по счету ребенком. Из четверых старших сестер, трое умерли от болезней. Семья жила небогато: отец выращивал рис и овощи, продажа молока от нескольких коров позволяла кое-как сводить концы с концами. Но тем не менее в семье уделяли большое внимание искусству, в частности музыке; а совсем еще маленький Акира брал уроки живописи. Привитую с детства любовь к искусству он пронёс через всю жизнь. С оригами он впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Старшие братья быстро привели её в негодное состояние и Акира попытался сложить точно такую же, и несмотря на малый возраст, ему это удалось! В шесть лет Акира пошёл в школу и продолжал самостоятельно заниматься оригами, осваивая традиционные для того времени фигурки. В тринадцать он перебирается в Токио, где работает и учится в вечерней школе. В то время Акира увлекся буддистской философией и регулярно посещал храм.

    В двадцать два года Йошизава устраивается на машиностроительную фабрику, где помимо основной работы изучает начертательную геометрию. Вскоре ему поручают учить новичков читать чертежи. При этом Йошизава активно использует оригами, объясняя с его помощью азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызвали интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики. Тогда Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы. В это самое время у него созревает представление о том, что отсутствующая и в душе человека, и в природе абстрактная геометрия проявляется в мире в виде оригами. Он изучает классическое японское искусство бонсай, в котором очень важны чувства линии, композиции и ритма, и понимает, что в отличие от умения составлять композиций из цветов, у оригами пока нет прочно завоеванных в стране позиций. Тем не менее, он решает специализироваться на складывании, прекрасно отдавая себе отчет, что ему придется идти нехоженой дорогой в одиночку. Разразившаяся война спутала все эти планы. Йошизава работал в военном госпитале, и в этих условиях уделяя время складыванию. Когда его подразделение оказалось в оккупированном Гонконге, он устраил выставку оригами для раненых, развешивая особо яркие фигурки над кроватями выздоравливающих солдат.

    После окончания войны не было смысла возвращаться в разбомбленный Токио, где жизнь в это время была особенно тяжела и после демобилизации Йошизава едет в свою родную деревню в Тотиги, где несколько лет перебивается случайными заработками. Он по-прежнему не оставляет своих занятий оригами. Это был самый тяжелый период в жизни мастера: его жена, с которой он обвенчался незадолго до войны, умирает, годы идут, а его подвижнический труд остается незамеченным. Ситуация изменилась только в 1950 г., когда директора школы префектуры Точиги избрали президентом профсоюза преподавателей труда и искусств. Он был знаком с братом Йошизавы, и в результате Акира может продемонстрировать свои работы на выставке прикладного искусства, организованной профсоюзом. Выставка имела успех и Акире выпал шанс рассказать о роли оригами в образовании на съезде профсоюза – неожиданный поворот судьбы приносит мастеру некоторую известность. Тогда Акира решает вернуться в Токио и сделать оригами своей профессией.

    В то же время японскому драматургу Тадасу Изаве приходит в голову мысль напечатать на страницах газеты "Асахи крафт" сложенные их бумаги фигурки, символизирующие цикл восточного календаря. Изаве советуют обратиться к Йошизаве, и тот сразу соглашается. Несколько дней и ночей Йошизава творит, не выходя из специально снятой для него комнаты. Опубликованные в газете фигурки производят настоящую сенсацию - настолько они изящны и грациозны. Таких оригами японцы еще не видели! Появление фигурок в "Асахи крафт" явилось поворотным моментом в жизни мастера - множество людей в Японии начинают оказывать ему всяческое содействие в деле развития оригами, он ездит по стране, выступая с лекциями в школах и университетах. Его модели публикуют на страницах периодических изданий. В 1953 г. его работы становятся известны на Западе, в основном благодаря переписке, завязавшейся с Гершоном Легманом.

    В 1954 г. на японском языке выходит его первая книга "Новое искусство оригами". Она совсем невелика и отражает лишь вершину айсберга творчества мастера. К моменту ее публикации у Акиры скапливается уже несколько тысяч оригинальных моделей. В том же году он организует общество оригами, а через два года повторно вступает в брак. Не имея детей, мастер и его верная спутница Йошизава Кайо считают, что все творения, которые выходят из рук мастера – это их родные дети. Известность и слава мастера растет.

    Как и многие в Японии, Акира считает, что сами божества творят красоту его руками. Он не приступает к складыванию очередной фигурки, не сотворив в душе молитву. Ни одна из фигурок не похожа на остальные – у каждой своя поза, выражение, свой неповторимый облик. Большинство уникальных работ сделано на основе хорошо известных базовых форм, а накопленный с годами опыт позволяет мастеру извлекать из них все новые и новые неповторимые творения, удивительно напоминающие живые объекты. Кажется, что положение складок на некоторых фигурках мастера точно не определено, однако, это не так: "В оригами не должно быть случайных линий, – напутствует мастер новичков. – Каждая из них должна быть продумана".

    Стандартные приёмы складывания​


    [​IMG]
    [​IMG]
    ai046.radikal.ru_0807_c0_1f9cd0559ebe.jpg
    ai032.radikal.ru_0807_66_5a0fa22e15f8.jpg
    [​IMG]
    [​IMG]
    ai059.radikal.ru_0807_b0_37c92b8183dc.jpg

    Секреты техники оригами: мокрое складывание​


    Работая над некоторыми сложными моделями животных, порой убеждаешься, что фигурки получаются слишком «геометричными», состоящими из плоскостей и острых гребней. Им явно не хватает природной мягкости и плавности линий. К тому же бумага подчас не выдерживает напряжений, возникающих при складывании, рвется.

    Выполнять мелкие складки, сгибая сразу несколько слоев бумаги, трудно. Выходом из возникающих затруднений может служить так называемое «мокрое складывание», с успехом применяемое такими мировыми мастерами оригами, как Акира Йошизава (Япония), Альфредо Джунта (Италия), Майкл Ля Фосс (США). Их оригами живут, дышат жизнью, они полны грации, каждое запечатленное в них движение естественно, а сами изделия являются настоящими произведениями искусства. На первый взгляд техника очень проста — при складывании модели бумагу следует немного смачивать. Однако часто первые самостоятельные попытки применить «мокрый метод» приводят новичков к плачевным результатам.

    Для того чтобы уверенно его освоить и добиться отличных результатов, необходимо следовать следующим простым правилам:

    * выберите модель, которая позволяет оптимально работать в технике мокрого складывания;
    * научитесь ее четко и без проблем складывать из обычной бумаги;
    * найдите для работы подходящую достаточно плотную бумагу — нечто среднее между обычной белой бумагой и картоном (требования к материалу для работы очень важны!);
    * обзаведитесь мелкопористой поролоновой губкой. Во время работы она должна быть чуть влажной. Чтобы губка не подсыхала, храните ее в полиэтиленовом пакете;
    * начинайте работать с сухим квадратом бумаги. В месте, где требуется сделать «мягкую» складку или согнуть сразу много слоев бумаги, сначала чуть-чуть смочите бумагу губкой. Бумага не должна быть мокрой, а лишь чуть влажной;
    * не спешите. Если «мокрые» складки нужно сделать в нескольких местах, обработайте сначала только одно место, дайте бумаге немного подсохнуть и лишь потом двигайтесь дальше;
    * при подсушивании во время работы и на заключительной стадии фигурку можно закреплять с помощью булавок на подходящей подставке — так модель лучше сохранит свою форму и не расползется;
    * правильно сложенная в технике мокрого складывания модель после подсушивания должна самостоятельно держать объемную форму, которую вы старались ей придать.

    Помните, что работа в технике мокрого складывания требует гораздо большего времени и терпения, чем обычное оригами, зато дает более выразительные результаты!

    Условные обозначения на схемах​


    Ниже представлены базовые обозначения, которые Вы можете встретить на схемах оригами, и расшифровка к ним.

    ai072.radikal.ru_0807_ff_a8e8bcf44031.jpg
    ai019.radikal.ru_0807_05_07e5e7f5ec3d.jpg
    ai005.radikal.ru_0807_1c_131dc0c8987a.jpg

    Базовые схемы​

    Ниже представлены базовые схемы оригами, с которых начинается складывание множества самых различных фигур.

    Блин​

    [​IMG]
    [​IMG]

    Водяная бомбочка​

    ai018.radikal.ru_0807_52_d18bd9051cab.gif
    ai071.radikal.ru_0807_8a_f8de39c5cf3e.gif

    Рыба, вариант 1​

    [​IMG]
    ai038.radikal.ru_0807_95_de714200edee.gif

    Рыба, вариант 2​

    ai025.radikal.ru_0807_81_4e0b33f2f7f1.gif
    ai077.radikal.ru_0807_4d_3af8b2bfe4d3.gif
     
  2. Michiyo 土地の人

    Регистрация:
    30 май 2008
    Сообщения:
    193
    Симпатии:
    1
  3. Sekai Hikari 新参

    Регистрация:
    2 фев 2009
    Сообщения:
    0
    Симпатии:
    0
    и еще раз здравствуйте!
    в рамках подготовки к грядущему аниме фестивалю "АВектор 09",
    мы ищем людей, которым было бы интересно заниматься Оригами регулярно, наверняка и здесь такие найдутся. ^___^
    Занятия для желающих будут проходить в японском центре при КГУ.
    По всем вопросам пишите мне в личку или по аське 328962046, и я подскажу как найти учителя.
     
  4. Final 土地の人

    Регистрация:
    21 фев 2009
    Сообщения:
    373
    Симпатии:
    6
    Секреты техники оригами: мокрое складывание

    Работая над некоторыми сложными моделями животных, порой убеждаешься, что фигурки получаются слишком «геометричными», состоящими из плоскостей и острых гребней. Им явно не хватает природной мягкости и плавности линий. К тому же бумага подчас не выдерживает напряжений, возникающих при складывании, рвется.

    Выполнять мелкие складки, сгибая сразу несколько слоев бумаги, трудно. Выходом из возникающих затруднений может служить так называемое «мокрое складывание», с успехом применяемое такими мировыми мастерами оригами, как Акира Йошизава (Япония), Альфредо Джунта (Италия), Майкл Ля Фосс (США). Их оригами живут, дышат жизнью, они полны грации, каждое запечатленное в них движение естественно, а сами изделия являются настоящими произведениями искусства. На первый взгляд техника очень проста — при складывании модели бумагу следует немного смачивать. Однако часто первые самостоятельные попытки применить «мокрый метод» приводят новичков к плачевным результатам.

    Для того чтобы уверенно его освоить и добиться отличных результатов, необходимо следовать следующим простым правилам:

    * выберите модель, которая позволяет оптимально работать в технике мокрого складывания;
    * научитесь ее четко и без проблем складывать из обычной бумаги;
    * найдите для работы подходящую достаточно плотную бумагу — нечто среднее между обычной белой бумагой и картоном (требования к материалу для работы очень важны!);
    * обзаведитесь мелкопористой поролоновой губкой. Во время работы она должна быть чуть влажной. Чтобы губка не подсыхала, храните ее в полиэтиленовом пакете;
    * начинайте работать с сухим квадратом бумаги. В месте, где требуется сделать «мягкую» складку или согнуть сразу много слоев бумаги, сначала чуть-чуть смочите бумагу губкой. Бумага не должна быть мокрой, а лишь чуть влажной;
    * не спешите. Если «мокрые» складки нужно сделать в нескольких местах, обработайте сначала только одно место, дайте бумаге немного подсохнуть и лишь потом двигайтесь дальше;
    * при подсушивании во время работы и на заключительной стадии фигурку можно закреплять с помощью булавок на подходящей подставке — так модель лучше сохранит свою форму и не расползется;
    * правильно сложенная в технике мокрого складывания модель после подсушивания должна самостоятельно держать объемную форму, которую вы старались ей придать.
     
  5. leya 新参

    Регистрация:
    25 авг 2011
    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0
    Посмотрите, какие здесь розы-оригами (и их схемы и видео) http://roza-origami.narod.ru
    Конечно, тот, кто облазил весь интернет в поисках схем роз, может, ничего нового не найдёт, а кому-то это может пригодиться.
    [​IMG] [​IMG] [​IMG] [​IMG] [​IMG] [​IMG] [​IMG]
     
  6. alisaalisai Пользователь

    Регистрация:
    1 июл 2016
    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Женский
    Всю жизнь мечтаю научиться оригами. немного умею, но этого не достаточно. Красиво. занимательно .учит мышлению и терпению.